ЧЕЧНЯ В СВЕТЕ “ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ”

(Заявление Фонда “Реформа”)

Четверо суток пылало село Первомайское. В очередной раз российские власти на виду у всего мира унижали страну. В очередной раз генералы старались скрыть, до какого состояния доведена российская армия и силовые структуры. Мы не считаем возможным хоть в чем-то упрекнуть милиционеров, солдат и спецназовцев, поднимавшихся под пули террористов. Не наше дело опровергать ложь об очередной победе в “тщательно подготовленной операции”. Пусть этот ужас будет называться победой. У нас, как и у миллионов российских граждан, не могло не возникнуть несколько иных вопросов.

Почему борьба с терроризмом начинается только тогда, когда уже совершен очередной теракт?

Почему ни в чем не повинные заложники граждане России должны оплачивать своими жизнями эту так называемую борьбу с терроризмом?

Почему после того, как по вине государственной власти оказывается возможной угроза самой жизни любого гражданина России, сохранение этой жизни не становится для власти задачей номер один, а ставится в зависимость от амбиций генералов, практикующихся в проведении операций по уничтожению террористов, или населенных пунктов?

Скорее всего, мы не услышим вразумительных ответов на эти вопросы. Вместо этого нам, как и прежде, начнут лгать, точнее, уже начали. А чтобы ложь звучала более убедительно, пытаются это делать устами Президента. При этом генералов не очень-то волнует, что, прикрывая свою организационную беспомощность авторитетом Президента, они не только подставляют его лично, но и унижают авторитет России в глазах и мира, и собственных граждан.

В принципе, все перечисленные выше вопросы можно заменить одним – обладает ли Россия дееспособной властью? И вопрос этот следует задать в очередной раз, ибо он неоднократно возникал и раньше – в октябре 1993-го, в декабре 1994-го, летом 1995 года в период “диалога” Басаев-Черномырдин.

Ответ на этот главный вопрос носит, скорее всего, отрицательный характер и имеет весьма негативное содержание. Разумеется, если отвечать на него честно, исходя из реальных фактов, беспристрастного анализа ситуации, нормального прагматизма, а не идеологической зашоренности или личной ангажированности.

Слабость власти подтолкнула ее на силовой путь решения проблемы чеченского сепаратизма. Слабость власти, наряду с другими факторами, не позволила ее решить. В итоге – возросшая недееспособность власти, ослабление российского государства во всех сферах и во всех отношениях.

Уроки Чечни имеют самое непосредственное отношение к таким, казалось бы, весьма далеким от проблем маленькой кавказской республики сферам, как социально-экономическая политика правительства и перспективы ее дальнейшего развития, включая финансовую стабилизацию, приватизацию, аграрную политику и т.д. Анализ реального положения дел на этих направлениях с учетом уроков чеченской драмы не только приводит к неутешительным и жестким выводам, но и позволяет провести очевидные параллели между ситуацией в Чечне и общим социально-экономическим положением в России. Эти выводы лежат в русле многих сделанных ранее Фондом “Реформа” заявлений и выступлений.

Вывод первый. Так называемые реформы в России носят дутый характер. Власти проводят колоссальную мистификацию. Они вводят в заблуждение не только собственный народ, мировое сообщество, но и самих себя. Вместо трезвого прагматизма в оценках повсеместно распространено какое-то шаманство. “Финансовая стабилизация состоялась”, “Приватизация в целом успешно завершена”, “В 1995 (1996) году Россию ждет небывалый экономический рост” – такого рода заявления-заклинания можно поставить в один ряд с рассуждениями по ходу чеченской войны: “Для взятия Грозного достаточно одного полка ВДВ”, “Операция по освобождению заложников тщательно подготовлена и завершится сегодня” и т.п.

Это элементарный обман, ставший стилем власти. Россияне давно поняли, что их водят за нос. Для того чтобы покончить с национальным позором, который сейчас переживает Россия, необходима политическая воля смотреть правде в глаза и называть вещи своими именами.

Фонд “Реформа” уже неоднократно заявлял, что никаких реальных позитивных преобразований в стране так и не произошло. Идет распад и деградация. Безмерное и бессовестное обогащение немногочисленных элит осуществляется за счет разграбления невосполнимых природных ресурсов, проедания и разрушения созданного ранее национального богатства, основных производственных фондов, инфраструктуры.

Колоссальный недобор налогов приобрел хронический характер. Реальная экономическая власть в стране, что наглядно продемонстрировали скандальные залоговые аукционы, принадлежит новым финансовым империям, замкнутым на отдельных чиновников высокого ранга. С мелким бизнесом некриминального характера практически покончено. Как можно проводить в стране экономические преобразования, если нет субъектов с нормальной хозяйственной мотивацией, отсутствует конкуренция, ценность добросовестного труда сведена на нет?

Пока продолжается такая политика, у России нет будущего. Это надо открыто признать и предложить стране разумную альтернативу действий, заключающихся в адресных шагах по восстановлению отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства и созданию всего комплекса условий для успешной деятельности российских предпринимателей.

Вывод второй. В стране нет социального мира, а в некоторых регионах идет открытая гражданская война. Чеченский конфликт имеет под собой не только и не столько национальную или религиозную подоплеку. Главные корни этой войны – экономические и социально-политические. Они не имели никакого значения еще каких-нибудь 10-15 лет назад, но сейчас вышли на первый план.

Правящая элита не поддерживается большинством россиян. Общество расколото, причем противоречия между полюсами приобретают поистине антагонистический и безысходный характер. Как можно ожидать эффективных действий от войск, если в соответствии с неписаными и установленными в одностороннем порядке правилами игры одни граждане буквально должны разъезжать в “мерседесах” по казино, а другие зимовать под пулями на территории собственной страны в нечеловеческих условиях? Кого они защищают, с кем и зачем воюют? За какие идеи умирают?

За идеи власти, не находящей ресурсов для поддержания достаточной обороноспособности и приемлемого уровня эффективности силовых структур? Раньше этих ресурсов хватало и на постоянную тренировку военных летчиков, и на океанский флот. Может быть, что-то и было лишним. Теперь же ресурсов не хватает на локальную кампанию в Чечне. Мы признаем, что сегодня уже нет и не может быть хорошего выхода из войны, которую центральная власть сама развязала и в которую затянула армию. Тем не менее альтернативой бесперспективному, ведущему к массовому террору силовому “решению” является мир. Да, армия унижена созданным политиками положением “ни войны, ни мира” и рвется в бой. Но в не меньшей степени каждый солдат и офицер рвется домой от этой бессмысленной, никому не нужной, кроме спекулянтов на крови, войны. Выбор за Президентом. Пока он выбирает войну.

Вывод третий. Первопричиной подобной импульсивной “политики” является отсутствие четко заявленных национальных интересов, концепции социально-экономического развития, оборонной доктрины. Страна не может годами жить в состоянии глобальной неопределенности и сплошных любительских экспромтов. Мы бездарно транжирим время, которого у нас и так нет. Абсолютный вакуум идей, которые высшая власть уже долгое время не способна генерировать, губителен для народа. Он забивается суррогатами чуждых россиянам ценностных ориентаций, криминальным менталитетом, каким-то винегретом из обрывков прерванных досоветских традиций, устойчивых реликтов советского периода и универсальных космополитических ценностей, выдаваемых за достижения постиндустриальной эпохи. Мы попали в положение людей, которые не только не имеют четкой социальной самоидентификации. Мы не в состоянии определиться и в национальной, гражданской и государственнической принадлежности. Кто мы сейчас? Россияне? Бывшие граждане СССР? С кем мы ведем войну в Чечне? Не имея ответов на эти вопросы, не обретя самосознания, интегрирующей общенациональной идеи, мы обречены на постоянные поражения.

Вывод четвертый. Время авантюр прошло. Масштабность, глубина и острота стоящих перед страной проблем таковы, что от власти требуется высочайшая степень ответственности и профессионализма. Просто так, с наскока не решить ни проблем государственного устройства, ни задач преобразования отношений собственности, ни финансовой стабилизации, ни экономического роста. Практикуемые российскими властями в течение ряда лет легковесные подходы (“берите столько суверенитета, сколько сможете” – в вопросах федеративного устройства; “государство лишь определит правила игры, а рынок все расставит сам собой” – в социально-экономической политике; “у России нет внешних врагов и серьезных противоречий с другими государствами” – во внешней политике; “главная задача – достичь финансовой стабилизации любой ценой, что создаст условия быстрого экономического роста” – в финансовой и инвестиционной политике и т.п.) доказали свою полную несостоятельность. Системный кризис за годы “реформ” не смягчился, а усугубился. Если рассмотреть его политические проявления в хронологической последовательности за 1991-1995 годы, то очевидно, что они обретают все более драматичные и кровавые формы, прикрываемые все большей и большей ложью.

Вывод пятый. В ситуации отсутствия нормальных сдержек и противовесов, дисбаланса между различными ветвями власти глава государства оказывается заложником действующей политической системы. Он несет за все ответственность, не имея возможности реально контролировать колоссальную бюрократическую машину даже на федеральном уровне, не говоря уже о действиях властей на местах. Россия стоит перед необходимостью быстрого реформирования всей системы власти. Еще несколько лет ее полной импотенции, неразберихи, и нас ждет или жесточайшая диктатура, или жалкое прозябание народа третьестепенной страны, а скорее, и то и другое одновременно.

Господин Президент, вдумайтесь в результаты выборов в 1993 и 1995 годах! Абсолютное большинство россиян дважды выразило открытое недоверие власти. Власть не поддерживается народом и не в состоянии решить его проблем. Ее циничное равнодушие к судьбам сограждан и неспособность что-либо для них предпринять ведет Россию к краху.

Вы этого хотели, когда присягали на верность народу и Конституции?

Сегодня Вы намекаете на то, что готовы остаться в Кремле на второй срок. Зачем это Вам, понятно. Но подумайте, зачем это России и в состоянии ли Вы осилить циклопический груз проблем, нагроможденных разрушительной политикой реформаторов?

С.ШАТАЛИН, С АССЕКРИТОВ, Б.БАКАТИН,

В.КИРЮШИН, В.МИШИН, М.ШАККУМ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ШКОЛЬНИК ИЗ ВИННИЦЫ
СРОЧНО ТРЕБУЕТСЯ ВРАГ
РЕСТОРАН УЖАСОВ “МЕФИСТО”
Премьера очередного джеймсбондовского боевика “Золотой глаз”…
“ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО” ФИЛИМОНОВА
КАЖДОЙ АКТРИСЕ ПО ПАРЕ ПРИНЦЕСС
Государственная Дума способна изменить политическую жизнь России
И ЭТО ВСЕ О НЕМ
КОНИ ПОКА СТОЯТ
НЕ КУРИТ, ПЬЕТ МАЛО, ЗАНИМАЕТСЯ РЕКЛАМОЙ…
ЛОВУШКА ДЛЯ НАЦИИ
МИСС И МИСТЕР СИНЕМА: С СЕРЕБРЯНЫМ ВЕНЦОМ И ПУТЕВКОЙ В ЖИЗНЬ
КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА В ДЕРЕВНЕ ЖИБИНИНКАЙ
“ЯСТРЕБ” РЕФОРМ ПОКИДАЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО
ЛИКУЮЩИЕ ПРИЗЕРЫ
ПАТРИОТ МОСКВЫ НЕ СТОЛИЧНОГО РАЗЛИВА
РОССИЯ И КИТАЙ: ДВУЛИКИЙ ЯНУС ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
НЕСТАРЕЮЩИЙ “УМОЗРИТЕЛЬ” АДАМ СМИТ
И ЭТО ВСЕ БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ
КОГДА НАСТУПИТ “ДЕНЬ ПОБЕДЫ”…
“РЕФОРМА” – КАК ЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ЖИЗНИ
ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
ЗИМНЕЕ НАЧАЛО ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ
ШЕРЛОК ХОЛМС СТАНОВИТСЯ ДОН КИХОТОМ
СОМНИТЕЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
ПИРАТЫ И ПОЛИТИКИ ХХ ВЕКА
Вначале небольшая цитата из газеты…
ФИГАРО ЗДЕСЬ, ФИГАРО ТАМ…
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БУМ-БУМ
МЕСТО ВСТРЕЧИ С ВАЙНЕРАМИ…
В ЗАЛОЖНИКАХ – АБХАЗСКИЕ ГРЕКИ
ТУРЕЦКИЕ СТРАСТИ
СПАСЕНИЕ В НЕВЕЖЕСТВЕ?
“ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ ” НА СТАРТЕ
СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В НОВОМ ГОДУ


««« »»»