НЕ ВСЕ СБЫВАЕТСЯ, ЧТО ПОЛИТИК НАГАДАЛ

Люди жаждут знать будущее. Есть спрос – обязательно появляется предложение. Прогнозы, гадания, предсказания, пророчества всегда были популярным товаром. У меня есть специальная папка – для прогнозов. В нее я сбрасывал заметки, в которых хоть строчка говорила о том, каким сложится 1995 год. В первые дни нового года достал папку, вынул вырезки, почитал прогнозы, сверил с событиями, которые имели место… Любопытные мысли возникли в связи с этим.

Прежде всего: к предсказателям надо относиться с уважением. Рисковая у них работа. Это только Нострадамус глянул на столетия вперед и привел сбывшиеся данные о множестве великих событий, потрясениях, взлетах и падениях исторических личностей. Особенно впечатляют те места нострадамусовских «Центурий», что относятся к России и ее несчастной судьбе. Поразительно, как можно было предвидеть, что торжеству коммунизма на шестой части суши отведено 73 года и 9 месяцев? Но именно в этот срок, с октября 1917-го по июнь 1991-го (когда президентом России был избран Борис Ельцин, который начал загонять в гроб компартию), уложилась славная история большевистского правления в России. Но Нострадамус – это особая история. Отнесем это к чуду. А остальным прогнозистам приходится стараться, чтобы хоть что-то угадать из будущего.

Начнем с коммунистических пророков. Они, начиная с отца-основателя учения Маркса, предсказания выдавали с легкостью необыкновенной, и понятно почему: в своем предвидении будущего опираются на диалектический и исторический материализм. А когда знаешь маркистско-ленинскую теорию, то нет никаких секретов в развитии: все определяется борьбой классов, в результате чего должен одержать историческую победу союз рабочих и крестьян. А враг у пролетариев города и батраков села, как известно, один – капитал. Поскольку сейчас в России представителей капиталистического племени все больше и больше, то сегодняшние предводители коммунистов, от Зюганова до Ампилова, уверенно пророчат классовые битвы.

У меня подобралось с десяток газетных вырезок, где Зюганов обещает, что рабочие вот-вот погонят поганую власть из Кремля, возродят ленинские советы и снова возьмутся строить светлое здание коммунизма. Подобные жуткие повороты событий Зюганов намечает, как правило, на весну и осень.

Кратко приведу, что хорошего и плохого обещали различные видные лица России на этот год.

Борис Ельцин: «Ситуация позволяет смотреть в будущее пусть с осторожным, но оптимизмом. Правительству по силам уложиться в ориентиры, чтобы сделать инфляцию предсказуемой». Борис Николаевич смело может продлить этот свой обтекаемый прогноз и на будущий год. Чувствуется, что Ельцин опасается теперь предлагать народу потерпеть полгода – год, когда дела обязательно наладится.

Ну и сразу же прогноз Виктора Черномырдина: «Не стану ничего обещать. Но если сможем вести дело так, как оно сейчас пошло, жизнь, хотя и останется трудной, будет все-таки легче, чем раньше». Этот прогноз тоже стоит пролонгировать на будущий год, может и станет «все-таки легче».

Евгений Ясин, когда еще был далек от министерского кресла, считал: «Чересчур оптимистичны расчеты правительства по ограничению бюджетного дефицита 10 процентами и инфляции в 5 процентов в месяц». Действительно, правительство клялось снизить к концу года инфляцию до 5-7 процентов. Однако, когда Ясин стал членом правительства, то его прогнозы на 1995 год страдали излишней радужностью. Он все время убеждал общество, что (цитирую) «ситуация в экономике развивается в нужном направлении, а те болезненные ощущения, которые переживает сейчас экономика, – это синдром выздоровления». Выздоравливаем, оказывается.

Михаил Задорнов, председатель бюджетного комитета Госдумы, предсказывал, что осенью курс рубля по отношению к доллару может снова рухнуть. Обвал курса, кстати, предсказывали практически все экономисты, за исключением тех, кто служит в правительстве. И, как ни странно, последние оказались правы. Вспомним, что правительственный прогноз месячной инфляции был определен в 5 процентов, на самом деле он оказался приблизительно 7,4-7,5 процента. Экономист Сергей Глазьев, занимающий резко антиправительственную позиции, определил этот уровень в 8 процентов и попал почти в точку. Так же, как и Михаил Делягин, эксперт Аналитического центра правительства, он тоже настаивал на уровне инфляции в 8 процентов. Андрей Илларионов, директор Института экономического анализа, в июне высказал мнение, что инфляция в конце года будет 10 процентов. Григорий Явлинский тоже был склонен предрекать похожий уровень – 10-12 процентов. Напомним, на самом деле инфляция в декабре составила 3,5 процента – самая низкая за три года реформ. Но надо отметить, что Илларионов в январе предсказал, что будет установлен фиксированный курс рубля, что и произошло через полгода. Также отметим, что каждый год Явлинский предсказывает чуть ли не бунт и экономический коллапс, а реформы все-таки продолжаются.

Экономист Лариса Пияшева предсказывала, что курс доллара скакнет до 8 тысяч рублей. Напомню, что сейчас он на уровне 4600. В июле эксперты Центробанка дали прогноз, что курс в конце года будет в пределах 4600-4700 рублей за доллар. Сошлось. Интересно, что астролог Константин Державин предсказал, что в декабре будут предприняты меры, чтобы компенсировать потери сбережений граждан. Так оно и случилось благодаря тому, что Ельцин подписал соответствующий указ, чтобы привлечь избирателей на сторону блока «Наш дом – Россия».

Пространный прогноз на весь год дал Борис Федоров. Вот что он, к примеру, напророчил: премьером станет Зюганов, а Черномырдин вернется в «Газпром», Егор Гайдар оставит политику, все демократы в Госдуме уйдут в оппозицию к правительству, а их единый блок наберет на выборах в парламент не менее 60 процентов… Как говорится, пальцем в небо.

Анатолий Чубайс, в свою очередь, с упоением хвалился, что в 1995 году в российскую экономику полноводным потоком хлынут инвестиции. Не случилось. Хотя объем прямых инвестиций по сравнению с 1994 годом вырос на 24 процента, но абсолютная величина вложений – 1 миллиард долларов, конечно же, несоизмерима с масштабами и потребностями российской экономики. Теперь Чубайсу ничего не остается, как наобещать, что уж в 1996 году мы точно будем купаться в инвестициях. Подождем еще год. Или больше?

Егор Гайдар постоянно пророчил, что Кабинет министров во главе с Черномырдиным свернет реформы. Сложно что-либо сказать: свернули или нет? Но Гайдар оказался точен, когда предсказывал: «Россияне будут ругать власть». Ругают. Впрочем, подобную реакцию российских граждан на действия властей можно предсказать на сто лет вперед – не ошибешься. Аркадий Мурашев предсказывал жуткие вещи: он допускал, что начнется отстрел претендентов на президентское кресло. Слава Богу, пока что этого не случилось.

Другая важная сфера, куда предсказатели и прогнозисты обращали свой взор – это политика. Она, правда, у нас в стране непосредственно связана с экономикой. От того, как складываются дела в экономике, зависит то, как и политики прокладывают траекторию своего поведения. В апреле экс-премьер Николай Рыжков твердо обещал: «Еще пару месяцев, и общество может взорваться». Не взорвалось. А вот Центр стратегического анализа в апреле 1995 года прогнозировал рост влияния А.Руцкого, Ю.Скокова, С.Глазьева, П.Романова, Д.Рогозина и обвальное снижение влияния министров-силовиков П.Грачева, С.Степашина, В.Ерина, а также радикальных демократов С.Ковалева и А.Яковлева. По-моему, сошлось.

И Зюганов был точен, когда, начиная с начала 1995 года, предсказывал победу коммунистов на выборах. Но в этом не ошибся никто. Лидер коммунистов пугал нас тем, что Ельцин отменит декабрьские выборы. Ельцин опроверг этот прогноз. Впрочем, тут Зюганов не одинок, редкий политик летом и осенью не обещал, что Ельцин отменит выборы. Промах. Сейчас Зюганов намекает на то, что будут отменены президентские выборы в июне. Ждать проверки осталось недолго. Летом были популярны предсказания, что Ельцин вот-вот снимет Черномырдина с поста премьера. Прорицатели были посрамлены.

В досье несколько вырезок, где Жириновский предрекает неминуемую смену руководства России. В начале года Жириновский сообщил: «К осени оно (правительство) уйдет. И тогда Борис Николаевич пригласит меня в Завидово и вручит право сформировать правительство. Я войду в него в качестве председателя. Или в качестве любого силового министра». Осень прошла, год позади – кто у нас премьер? Кто силовые министры? Не различим мы среди них Жириновского. В августе Жириновский выступил с сенсационным заявлением о грядущем государственном перевороте, который предпримут Егор Гайдар и Владимир Шумейко. Назвал лидер ЛДПР и силы, которые стоят за спинами предполагаемых путчистов – ЦРУ и Моссад. Как обычно, обещание Владимира Вольфовича не сбылось.

Не сказал бы я, что наши политические и экономические светила – удачные прорицатели. Но не стал бы и предъявлять к ним суровые претензии. Спрос с этой части населения иной, нежели с простых смертных. Депутаты, кремлевцы, министры, экономисты – по роду занятий люди безответственные. Политиков не особенно интересует будущее. Им надо сегодня произвести впечатление на публику. А чтобы показать свою интеллектуальную мощь, политики преувеличивают свои возможности рассмотреть сквозь толщу времени грядущие события.

Будем также помнить, что характер политических предсказаний зависит от того, в какой именно сфере действует то или иное политическое лицо. Закономерность здесь элементарная: те, кто у власти, обещают, если не лучезарное, то хотя бы благоприятное будущее, а кто к власти еще только рвется, те рисуют настоящее и, естественно, будущее в самых мрачных красках. Первые постоянно убеждают общество и самих себя, что наступила стабилизация. Вторые настаивают на том, что страна валится в пропасть, беспрестанно предсказывают уход правительства, а заодно и Ельцина. Интересно будет посмотреть, как изменится тон и характер предсказаний, когда стороны поменяются местами – первые уйдут от власти, а вторые станут властными. Не будем забегать вперед.

В связи со всем этим возникает странная мысль: а стоит ли будущее того, чтобы заранее знать о нем? Если бы мы наперед знали, что с нами произойдет, то какой бы пресной стала жизнь! А будущее – страшным, пугающим. Допустим, мне доложили, что я точно в следующий понедельник сломаю ногу. Чтобы я не предпринимал, а это несчастье произойдет. Ожидание превратилось бы в кошмар, а уж когда наступит понедельник, то хоть не живи: в эту минуту хрустнут кости? в следующую? через час? или когда буду отходить ко сну? Впрочем, иные чувства обуревали бы мной, знай я, что меня ждет выигрыш в миллион долларов.

При этом возникает вечная мысль: если предсказания действительно осуществляются, то как быть со свободной волей человека, его стремлениями, расчетом поступков? Можно ли вообще предотвратить неприятности в будущем, которые тебе предсказали? Или что должно произойти, то и произойдет, как не старайся обойти это на вираже.

И последнее. Если честно, иногда не хочется знать, что будет дальше. Потому что ничего хорошего ни от дня завтрашнего, ни от года наступившего не ждешь. И не в смысле экономическом. Тяжело осознавать, что зло торжествует в мире. Что люди становятся хуже. Все законы нормального общежития открыты давно. Правила простые: к человеку относиться по-человечески. Только в моральном совершенствовании каждого отдельного человека возможно совершенствование всего мира в целом. Если этого не происходит, то ничего хорошего от будущего ждать не стоит. Человек спасается сам и тем самым спасает всех. Но сколько раз это говорилось, даже высекалось на камне, отливалось в металле. Не помогает. Качество мира падает.

Но как всегда с самых первых минут нового года наивно верится: уж 1996-й действительно принесет счастье. Но протекли первые дни, и ты осознаешь: ничем год не отличается от ушедшего – это в лучшем случае, а, скорее всего, он будет хуже. И в заключение одна цитата: «Теперь, когда наша несчастная Родина находится на самом дне ямы позора и бедствия… у многих из нас является одна и та же мысль. Она проста: что же будет с нами дальше? Нужно будет платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни. Платить за безумство дней октябрьских, за самостийных изменников, за развращение рабочих, за безумное пользование станком для печатанья денег, за все! И мы выплатим!» Это написал Михаил Булгаков в 1923 году. А как свежо звучит!

Николай АНДРЕЕВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КАКОВ СПИКЕР, ТАКОВА И ДУМА?
МЕЧТАТЕЛЬНЫЙ ВЛАСТЕЛИН НИКИТА ХРУЩЕВ
ЛОЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ЖЕЛАЕТ ДОБРА ДАЖЕ СЕБЕ
ЭКОНОМИКА РОССИИ В 1995 ГОДУ. БЕГ ПО КРУГУ?
“ДЕЛАТЬ ДЕЛО. И ДЕЛАТЬ ЕГО КРАСИВО”
Смена министра иностранных дел
ПОКА ТВОИ ЗУБКИ…
НОВЫЙ СОЮЗ РЕСПУБЛИК СВОБОДНЫХ?
И “ВОПЛИ” БЫЛИ В ГОСТИ К НАМ
УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ…
ВЕ ПОВОЗКИ НА МОСТУ
“УСТРОЙТЕ СЕБЕ ПРАЗДНИК”
ВОЛШЕБНЫЙ ПЕТУХ
“ЧЕМ ВЫ ХУЖЕ РЭМБО?”
БУДЕННОВСК, КИЗЛЯР, ЧТО ДАЛЬШЕ?
ЗЮГАНОВ КАК РУССКИЙ ВАЛЕНСА?
ТОЛЬКО СЕМЬ ЦИФР!
ЭТИ ОЧЕНЬ ЗЕМНЫЕ КОСМОНАВТЫ


««« »»»