ШАХМАТИСТ, ДИПЛОМАТ, ПОЛИТИК

Интервью с президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым:

– У вас, Кирсан Николаевич, много забот на посту президента Калмыкии. Вам к тому же приходится немало работать в Совете Федерации и его комитете по международным делам. Но, честно говоря, мне до сих пор непонятно, зачем вам надо было бороться за пост президента ФИДЕ?

– Этот пост был нужен прежде всего России. Впервые представитель бывшего соцлагеря возглавил международную организацию такого масштаба. И этот пост был нужен Калмыкии. Над Домом правительства в Элисте развеваются три флага: Калмыкии, России и ФИДЕ. Для нашего маленького 350-тысячного народа важно, что о нем знают – знают во всем мире, что наша столица стала пока шахматным, но центром мирового масштаба. Скептики презрительно называли Элисту “Нью-Васюками”. Но именно здесь три раза подряд проходили чемпионаты России среди мужчин и женщин. Здесь состоялся матч между Карповым и Камским, и многие признали его самым технически оснащенным среди подобных. На его открытие прибыли 350 представителей из 67 стран. А это значит – о нашей маленькой республике узнали по всему миру.

– Шахматы помогают развитию экономики?

– Мало кто, к сожалению, знает, что за последние три года в нашей республике, где до этого не было никакой промышленности (и даже шерсть мы возили на переработку в Бурятию!) теперь построено десять заводов и фабрик. У нас – новые технологии, современная продукция…

– А помогает ли “шахматная школа” в вашей международной работе?

– Работа в ФИДЕ – это колоссальный опыт. Опыт политика и дипломата. Я объездил сорок стран, и везде согласно протоколу встречался с первыми лицами государств… С другой стороны, ФИДЕ хоть и авторитетнейшая организация, но это все-таки не ООН. Когда я был избран на этот пост, авторитет ФИДЕ падал, ее называли финансовым и политическим банкротом. Из нее даже собирались выйти США и ФРГ. Теперь у ФИДЕ есть деньги, из организации не только никто не вышел, но и вдобавок к 157 членам заявки на вступление подали еще около двадцати национальных федераций.

– Почему вы занимаетесь именно международными делами в Совете Федерации?

– Я окончил факультет международных отношений МГИМО. Свободно владею английским и японским, чуть похуже знаю персидский, китайский, корейский, монгольский. Начинаю учить французский. А в бытность мою народным депутатом РСФСР я вместе с Владимиром Лукиным создавал комитет по международным делам и внешнеэкономическим связям. Так что интерес не случаен. И здесь мои знания пригодились России.

– Вы – специалист по азиатско-тихоокеанскому региону. Как складываются у России отношения с этими странами?

– Возьмем, к примеру, Вьетнам. В былые времена Советский Союз был вьетнамским партнером номер один. А теперь мы сдаем во Вьетнаме одну позицию за другой. Вьетнам – это теперь не только “рисовый” или “велосипедный” край. Ежегодный прирост промышленного производства в этой стране зашкаливает за десять процентов! Только южнокорейские корпорации “Дэу” и “Хендай” инвестировали во Вьетнам по миллиарду долларов каждая. А наше присутствие в этой весьма перспективной стране чувствуется все меньше.

Я не говорю о Японии, о новых “азиатских драконах” – Южной Корее, Индонезии, Тайване… Во всех этих странах мне довелось побывать в последние месяцы. Новые “азиатские драконы” – мощнейшие финансовые и промышленные центры, они, в отличие от успокоившейся, обрюзгшей Европы, готовы рисковать – и выигрывать! Они рады куда-то инвестировать свои прибыли. Только Тайвань, к примеру, в прошлом году вложил в зарубежную экономику 185 миллиардов долларов – но еще 92 миллиарда свободных денег не разместил.

Разве не пригодились бы эти (и другие азиатские!) средства России? Но на Востоке о нашей стране и ее возможностях очень плохо знают. Для филиппинского или, скажем, тайваньского бизнесмена Россия ассоциируется скорее не с новыми технологиями, высококвалифицированной рабочей силой и мощной наукой, а с лаптями, балалайками, медведями… Я не преувеличиваю.

– Что же лично вы предлагаете делать?

– Идей и конкретных проработок у меня достаточно. Не буду о них распространяться, но я по мере сил стараюсь воплотить их в жизнь. Я много встречаюсь с руководителями иностранных держав. Пост руководителя ФИДЕ открывает мне любые двери…

Беседу вел

Сергей ДЬЯЧКОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МОЯ НЕДЕЛЯ
В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ЧЕРЕЗ СВЕТ УЛЫБКИ
Решение правительства вернуть царские долги
ЛЮБОВНЫЙ ПРИЗ В РОЖДЕСТВЕНСКУЮ НОЧЬ
ЧТО ДАЛЬШЕ?
МАНЕВРЫ ОППОЗИЦИИ
СТАРТ ДЛЯ МОЛОДЫХ
КАРТОЧНЫЙ ДОМИК ВЛАСТИ
ОТКАТ НАЗАД ИЛИ ПУТЬ К СОЦИАЛИЗМУ?
РЕФОРМЫ И МИФОТВОРЧЕСТВО
МОСКОВСКИЕ ТРАДИЦИИ
СТАРОЕ – НЕ ЗНАЧИТ ПЛОХОЕ
ПОБЕДИТЬ НИЩЕТУ В РОССИИ МОЖНО, ДАВ ГРАЖДАНАМ ВОЗМОЖНОСТЬ РАБОТАТЬ И ЗАРАБАТЫВАТЬ


««« »»»