Фильм “Барак” имеет все шансы стать бестселлером. Посмотрев эту недавно вышедшую, но уже нашумевшую ленту, осознаешь, что было время, когда пол-России обитало в бараках. Барак, сам по себе являющийся действующим персонажем, – сосредоточение единой русской души, столь непонятной иностранцам. Это – наше, родное. И “Нашим родителям посвящается”.
30 октября открыл свой 65-й сезон Центральный Дом Кинематографистов, главный остров российского киношного архипелага. Открыл с высоко поднятой головой, так как после реконструкции снова вернул себе право называться лучшим кинозалом страны по части звука и всех прочих технических наворотов.
По сложившейся традиции в первый вечер Дом Кино радовал свеженьким отечественным хитом. “Барак” на сегодня – самая подходящая для этого кандидатура. Название на слуху, чему способствует широкая рекламная кампания – пройдитесь по центру, афиши на каждом углу.
Картина уже успела прогреметь на двух весьма заметных кинофорумах. На престижном фестивале в швейцарском городе Локарно она получила “Серебряного леопарда” (и еще две, не столь значащие награды), плюс – Гран-при на выборгском “Окно в Европу”. И смело можно утверждать, что призы эти – не последние. Весьма вероятно, что именно “Барак” получит в следующем апреле “Нику” как “лучший фильм года”. У нас любят ретро-фильмы, тематику послевоенного и послесталинского времени. “Покаяние”, “Холодное лето 53-го”, “Анкор, еще анкор”, “Вор” получили как зрительские симпатии, так и заветные статуэтки. Стань “Барак” рядом с ними – и обращение к 50-м вполне можно будет считать залогом успеха.
А успех картине действительно обеспечен. Режиссеру Валерию Огородникову удалось найти оптимальное сочетание различных элементов, при котором его кино является хорошим и для критиков, и для коллег, и для зрителей. Одни оценят операторские игры с цветом, других порадует выстроенность эпизодов. И те, и эти, без сомнения, останутся довольны игрой актеров, сумевших вылепить яркие и живые характеры. Ведь цель, поставленная и достигнутая авторами, – показать Человека. Именно характеры – основная движущая сила фильма.
Гроза хулиганов и блюститель порядка, разрывающийся между двумя женщинами (Евгений Сидихин) – когда он по пьянке роняет в сортирную дырку свое оружие, весь барак бросается черпать (простите) говно ведрами. Одноногий фотограф, который запечатлевает для истории жизнь барака (Леонид Ярмольник) – на его свадьбу весь коридор заставляется столами. Немой татарин, прячущий в сарае лошадь; обрусевший немец, терроризируемый стукачом-предателем, которого он под конец убивает; его собачка, способная отыскать спиртное где угодно…
Но лучшие эпизоды фильма – с Ниной Усатовой, “народной бабой” России, выдавливающей слезу (или вызывающей смех) одним своим появлением. Чувство вины (медсестра в яслях, она выжила во время бомбежки, не сумев спасти доверенных ей младенцев) толкает ее к самогону. За пьянство ее недолюбливают, но день рождения примиряет соседей.
Ведь они живут под одной крышей, роднее их нет людей на белом свете. И несмотря на мелкие разногласия – они вместе, они стеной стоят друг за друга. Потому что, как бы плохо и тяжко им не было, они остаются Людьми.
Леонид Ярмольник, выступивший также в качестве продюсера, постепенно вырывается в лидеры этого дела. Удачные “Московские каникулы”, кассовый “Перекресток”, теперь – “Барак”, кино стоящее, народное. Молодец, Ярмольник, умеет найти дорогу к зрителю. “Барак” и душу волнует, и в сердце отголосок оставляет. И это, пожалуй, главное и лучшее, что о нем можно сказать.
Максим Марков