Александр Вешняков подарил нам потрясающий способ очиститься от политической грязи. Он запретил журналистам любые упоминания политиков, баллотирующихся в Госдуму, кроме как в нейтральном, сугубо информационном контексте.
Вешняков на журфаке не учился и потому не знает, что информация сама по себе уже есть пропаганда. Так, нейтральное сообщение о том, что Евгений Примаков прибыл в Вильнюс и вызвал большой интерес у местной прессы, — уже информация положительная, тогда как простенькая заметка о том, что Владимир Жириновский ударил женщину по лицу и слегка придушил, — отрицательная.
Поскольку наши политики обожают создавать информационные поводы, они, действуя по указу Вешнякова, будут стараться светиться как можно чаще — ибо упоминания их без информационных поводов теперь запрещены. И если раньше ни одно московское событие, включая посадку дерева, не обходилось без московского мэра, — теперь этот же мэр будет принимать роды, водить детей в сад и подавать нищим.
Если раньше Явлинский появлялся на телеэкране, только когда требовалось в очередной раз кого-нибудь осудить, — теперь он, за неимением такого числа ошибок у властей, будет раздавать моральные оценки участникам дворовых драк и коммунальных склок. Его знаменитое “Оба неправы” будет слышаться в адрес не только президента и парламента, но и персонажей культового телесериала “Любовь и тайны Сансет-Бич”.
На самом деле, конечно, Вешняков заботится только о нашей, журналистской, сохранности. Он очень не хочет, чтобы нас всех пререубивали после того, как тот или иной блок придет к класти.
Поэтому Александр А. Вешняков почитает своим долгом заткнуть нас вообще — как ребенка до двадцати лет держат взаперти, боясь, чтоб не украли цыгане. Невзоров предложил, конечно, элегантный вариант — пользоваться кличками и аллюзиями. Но есть и более радикальные меры.
Во-первых, вполне уместно было бы полностью бойкотировать на ближайшее время любую политическую тематику и ограничиться сочинением текстов на нравственные, любовные или кулинарные темы. Наши газеты немедленно приобрели бы идиллический характер, и посмотрел бы я, как заизвиваются кандидаты в Госдуму в условиях тотального информационного бойкота!
Во-вторых, можно ограничиться указанием фамилии кандидата, давшего информационный повод, и объявить занятную читательскую викторину — что же, собственно, произошло? Пусть гадают.
Пример: “Сегодня Сергей Шойгу при огромном стечении народа… (варианты ответов: поцеловал жену, поцеловал любовницу, спас ребенка из огня, встретился с избирателями, нужное подчеркнуть)”. Газета при использовании такого способа конспирации может превратиться в увлекательнейшее чтение: “Сегодня Виктор Черномырдин (экс-премьер, олигарх, лидер НДР, грабитель народа, любимец народа, нужное подчеркнуть) прибыл в (Москву, Омск, Хабаровск, нужное подчеркнуть), где, обратившись к (народу, Богу, лицом к солнцу, нужное подчеркнуть), сказал: (“Здравствуйте”, “Чего столпились?”, “Надоели”, “Я провел всю жизнь в атмосфере нефти и газа”, нужное подчеркнуть). Это торжество объективности можно пролонгировать, заменив Законом о выборах ныне действующий Зкаон о печати.
И наконец, в-третьих, эзопов язык годится не только для оценочных, но и и для информационных материалов. Так, нейтральная информация вроде “По сообщениям агентства Интерфакс, Юрий Лужков принял сегодня вице-мэра Валерия Шанцева и обсудил с ним план дальнейшего озеленения города” в такой обработке будет выглядеть как “Тысяча и одна ночь”: “Дошло от меня, о великий царь, — начала Шахерезада дозволенные речи, — что вчера один мудрый градоначальник, покуривая кальян, принял в своих покоях своего великого визиря, с которым имел сладостную, как сам лукум, беседу о том, как покрыть весь вверенный ему город растительностью того приятного цвета, что и самому небогатому горожанину напоминает об американском долларе”.
Думаю, что широкое использование этого метода в самом скором времени заставит читателя отказаться от любых подделок дешевого масскульта и целиком переключиться на чтение газет.
А когда нашу профессию совсем запретят, мы пойдем по дорогам, показывая фокусы и распевая песню “Ничего на свете лучше нету”. Тоже дело
Дмитрий БЫКОВ