Чехов и кинематограф

Если IX Международный театральный фестиваль имени А.П.Чехова будет продолжаться еще несколько месяцев, то кинофестиваль “Кинематографический Чехов” уже завершил свою работу. Более трех месяцев кинозал “Классика” Библиотеки киноискусства имени С.М.Эйзенштейна, где проходили  фестивальные мероприятия, был переполнен до отказа.

Программа “Чехов в короткометражных дебютных фильмах” представила зрителям первые картины режиссеров, ставших по прошествии времени достоянием отечественного кинематографа – Станислава Говорухина, Льва Кулиджанова, Андрея Смирнова и Бориса Яшина. Гости фестиваля – любители кино – стали “первооткрывателями” этих лент, на широкой публике они демонстрировались впервые.

В цикле “Чехов и мастера современной кинорежиссуры” хотелось бы выделить несколько картин, хотя все предложенные ленты отобраны высокопрофессиональными людьми. Программу составил Вячеслав Шмыров при участии Евгения Марголита и Екатерины Хохловой. Кстати, В.Шмыров не только руководитель фестиваля, но еще и научный руководитель Библиотеки им. С.М.Эйзенштейна и главный редактор журнала “Кинопроцесс”.

Зрители вновь получили удовольствие от великолепной игры Марчелло Мастроянни и режиссуры Никиты Михалкова в фильме “Очи черные”. За роль в этой картине итальянский актер получил “Золотую пальмовую ветвь” в Каннах. Еще одна работа представителя клана Михалковых – Кончаловских заслуживает внимания – это “Дядя Ваня” Андрона Кончаловского. Если помните, это весьма стильный фильм с блестящим актерским ансамблем – Сергей Бондарчук, Владимир Зельдин, Ирина Купченко, Ирина Мирошниченко и Иннокентий Смоктуновский.

Конечно же, чтобы показать во всей красе на экране чеховскую прозу и драматургию, нужны актеры, во-первых, очень русские, во-вторых, мастерства планетарного масштаба. А они всегда были в России. Ну кто в мировом кино мог бы так разыграть небольшой рассказ Антона Павловича “Драма”, как это сделали великая Фаина Раневская и неповторимый Борис Тенин. А какой фейерверк актерских находок продемонстрировали Ольга Андровская, Анастасия Зуева, Виктор Станицын и Василий Топорков в киноводевиле “Юбилей”. О фильме “Свадьба” тоже можно говорить только в превосходной степени. Одно только перечисление исполнителей приводит настоящего киномана в экстаз: Осип Абдулов, Алексей Грибов, Вера Марецкая, Сергей Мартинсон, Зоя Федорова, Михаил Яншин

Большой удачей фестиваля считаю цикл “Чехов и музыка”, так как произведения писателя давно уже завоевали не только драматический, но и музыкальный театр. Как хороша, например, Екатерина Максимова в фильме-балете по рассказу “Анна на шее” – “Анюта”. Музыка Валерия Гаврилина и хореография Владимира Васильева составили неповторимый симбиоз.

Во время фестиваля помимо просмотров кинокартин зрители могли познакомиться с выставкой эскизов к экранизациям чеховских произведений. Здесь были представлены великолепные работы к игровым фильмам таких признанных мастеров, как Александр Адабашьян, Сергей Бархин, Борис Бланк, Алина Спешнева, а также эксизы к анимационным лентам художников Алексея Демина, Веры Пиуновой, Анны Шепиловой. А еще публика могла посмотреть кукол, изготовленных киевлянином Леонидом Зарубиным, и работы выдающегося советского фотомастера, одного из отцов отечественного глянца Миколы Гнисюка.

Во время церемонии закрытия фестиваля состоялась премьера анимационного фильма-альманаха Сергея Серегина по произведениям А.П.Чехова и был показан материал фильма Марлена Хуциева “Невечерняя” (Чехов и Толстой).


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

DVD-обзор
Мужчина не роскошь, а средство передвижения
Диалог культур
Божественная Грета
Коротко 09-2010
О чем говорят мужчины
Вулкан имени Путина
Ссылка на север
Наглухо влипли
Вредная работа
Один из многих возможных
Комедия от Гриши Перельмана


««« »»»