В течение десяти дней столица жила в мире кино. В Киноцентре на Красной Пресне, в Библиотеке киноискусства имени С.М.Эйзенштейна, киноклубе «Эльдар», в кинотеатрах «Молодежный» и «Полет» демонстрировались фильмы трех программ 9-го Фестиваля отечественного кино «Московская премьера».
Художественный руководитель и генеральный продюсер фестиваля Вячеслав Шмыров собрал действительно лучшие художественные и анимационные фильмы последних двух лет. Отрадно, что на программы фестиваля «Великолепная семерка», «Арт-линия», «Наше новое детское кино», ретроспективные показы проходили при аншлагах. И традиция этого смотра отечественного кино – просмотры бесплатные – не может не радовать простых зрителей.
Главный итог «Московской премьеры» – отечественный кинематограф, несмотря ни на что, жив. Вот только кинопрокат предпочитает национальному фильмы западный, по преимуществу американский ширпотреб. Да и национальные телеканалы не спешат показывать российскую кинопродукцию.
Организаторы кинофорума заявили о трех показах, назвав их «Специальным событием фестиваля». Фильм Андрея Смирнова (почти тридцать лет ничего не снимавшего после «Осени» и «Белорусского вокзала») «Жила-была одна баба» при всем ажиотаже вокруг него (публика сидела в проходах), оставил зрителей равнодушными. Да, получился дорогой, точно воссоздавший мир тамбовской деревни начала прошлого века, с актерами, великолепно сыгравшими свои роли, но не тронувший, увы, душу фильм.
Второй картиной в этой рубрике стала лента Антона Сиверса «Дом на обочине», который публика приняла весьма благожелательно. В рамках «специального события» была показана также программа «Российская анимация – мировое признание», приуроченная к 100-летию российского мультпроизводства.
Особым украшением фестиваля стал XV Форум национальных кинематографий. Он подтвердил очень позитивную тенденцию, что страны бывшего СССР продолжают жить в едином культурном пространстве. И в этом залог будущего наших национальных культур. Об этом говорили кинокритики и журналисты в ежедневных дискуссиях после просмотра конкурсных лет и в заключительном итоговом «круглом столе» «Европейский кинематограф 2010-2011: итоги и перспективы». Жюри XV Форума под руководством Вадима Абдрашитова определило лучшего режиссера, лучший фильм и вручило два спецприза: армянской ленте Арутюна Хачатряна «Граница» и латвийской картине Андриса Гауя «Дела семейные». Лучшим режиссером признан Фархот Абдулаев за фильм «Презумпция согласия». Гран-при уедет в Тбилиси к Нане Джанелидзе за превосходную картину «А если там театр». Успех с режиссером в ней по праву разделил главный герой ленты – замечательный актер – Кахи Кавсадзе.
Ретроспектива работ кинорежиссера Эмиля Лотяну, посвященная предстоящему 75-летию мастера поэтического кинематографа, вызвала настоящую радость у тех, кто любит творчество этого романтика. Открывала программу Светлана Тома и фильм с ее участием «Красные поляны». Актриса рассказала много интересного о мастере, человеке, которому она обязана успехом в своей кинокарьере.
Такое же почтительное отношение к большому профессионалу, а впоследствии коллеге продемонстрировала Татьяна Доронина. Она вручила приз «За вклад в отечественный кинематограф» культовому режиссеру Георгию Натансону, отмечающему в этом году свое 90-летие. Татьяна Васильевна помнит, что всенародно любимой актрисой она стала после участия в фильмах Георгия Григорьевича «Старшая сестра» и «Еще раз про любовь».
О конкурсе художественных фильмов «Великолепная семерка». Здесь фаворитом стала картина «Сибирь. Монамур» (Гран-При и приз за лучшую мужскую роль имени М.Ульянова Петру Зайченко). Лучший режиссер – Вячеслав Златопольский за картину «Дом ветра». А приза за лучшую женскую роль имени Н.Гундаревой по праву удостоена Евгения Добровольская, блистательно сыгравшая главную роль в картине «Чужая мать».
Трогательным стало прощание с удивительной актрисой, не имеющей специального образования, народной артисткой СССР Ией Саввиной. Когда певица Ирина Епифанова исполняла знаменитую песню Жозефа Косма «Опавшие листья», на экране в это время шли фрагменты из фильмов с участием Саввиной – «Дама с собачкой», «История Аси Клячиной…», «Анна Каренина», «Служили два товарища», «Гараж»… Зал встал и аплодируя простился с актрисой.
Жозеф Косма (фр. Joseph Kosma; 22 октября 1905, Будапешт — 7 августа 1969) — французский композитор венгерского происхождения из еврейской семьи. Эмигрировал с семьей в Париж в 1933 году. Жак Превер представил его Жану Ренуару, в сотрудничестве с которым была написана музыка ко многим фильмам («Великая иллюзия», «Человек-зверь», «Адрес неизвестен», «Невиновные в Париже») а также с Марселем Карне — фильмы «Врата ночи» (где впервые звучит знаменитая мелодия песни «Опавшие листья» в исполнении Ива Монтана) и «Дети райка». Похоронен на кладбище Монмартр.
В завершение обзора хочу признаться в своей любви к отечественным мультикам. В 2003 году на Международном фестивале анимации «Лапута» в Токио 140 кинематографистов и критиков из разных стран мира назвали 150 лучших анимационных фильмов всех времен и народов. В их числе оказалось одиннадцать картин с маркой киностудии «Союзмультфильм». Среди них «Варежка», «Жил-был пес», «Каникулы Бонифация» и целых пять лент Юрия Норштейна. Их-то я и посмотрел с удовольствием в Киноцентре, с головой окунувшись в прекрасную пору детства. А затем в киноклубе «Эльдар» побывал на киновечере «Сергей Алимов – Эдуард Назаров – Юрий Норштейн». Это было светлое, незабываемое зрелище.
Композитор “Опавших листьев” Жозеф Косма, а не Владимир.
Конечно, спасибо!