Отечественный кинематограф жив

Рубрики: [Кино]  

В течение десяти дней столица жила в мире кино. В Киноцентре на Красной Пресне, в Библиотеке киноискусства имени С.М.Эйзенштейна, киноклубе «Эльдар», в кинотеатрах «Молодежный» и «Полет» демонстрировались фильмы трех программ 9-го Фестиваля отечественного кино «Московская премьера».

Художественный руководитель и генеральный продюсер фестиваля Вячеслав Шмыров собрал действительно лучшие художественные и анимационные фильмы последних двух лет. Отрадно, что на программы фестиваля «Великолепная семерка», «Арт-линия», «Наше новое детское кино», ретроспективные показы проходили при аншлагах. И традиция этого смотра отечественного кино – просмотры бесплатные – не может не радовать простых зрителей.

Главный итог «Московской премьеры» – отечественный кинематограф, несмотря ни на что, жив. Вот только кинопрокат предпочитает национальному фильмы западный, по преимуществу американский ширпотреб. Да и национальные телеканалы не спешат показывать российскую кинопродукцию.

Организаторы кинофорума заявили о трех показах, назвав их «Специальным событием фестиваля». Фильм Андрея Смирнова (почти тридцать лет ничего не снимавшего после «Осени» и «Белорусского вокзала») «Жила-была одна баба» при всем ажиотаже вокруг него (публика сидела в проходах), оставил зрителей равнодушными. Да, получился дорогой, точно воссоздавший мир тамбовской деревни начала прошлого века, с актерами, великолепно сыгравшими свои роли, но не тронувший, увы, душу фильм.

Второй картиной в этой рубрике стала лента Антона Сиверса «Дом на обочине», который публика приняла весьма благожелательно. В рамках «специального события» была показана также программа «Российская анимация – мировое признание», приуроченная к 100-летию российского мультпроизводства.

Особым украшением фестиваля стал XV Форум национальных кинематографий. Он подтвердил очень позитивную тенденцию, что страны бывшего СССР продолжают жить в едином культурном пространстве. И в этом залог будущего наших национальных культур. Об этом говорили кинокритики и журналисты в ежедневных дискуссиях после просмотра конкурсных лет и в заключительном итоговом «круглом столе» «Европейский кинематограф 2010-2011: итоги и перспективы». Жюри XV Форума под руководством Вадима Абдрашитова определило лучшего режиссера, лучший фильм и вручило два спецприза: армянской ленте Арутюна Хачатряна «Граница» и латвийской картине Андриса Гауя «Дела семейные». Лучшим режиссером признан Фархот Абдулаев за фильм «Презумпция согласия». Гран-при уедет в Тбилиси к Нане Джанелидзе за превосходную картину «А если там театр». Успех с режиссером в ней по праву разделил главный герой ленты – замечательный актер – Кахи Кавсадзе.

Ретроспектива работ кинорежиссера Эмиля Лотяну, посвященная предстоящему 75-летию мастера поэтического кинематографа, вызвала настоящую радость у тех, кто любит творчество этого романтика. Открывала программу Светлана Тома и фильм с ее участием «Красные поляны». Актриса рассказала много интересного о мастере, человеке, которому она обязана успехом в своей кинокарьере.

Такое же почтительное отношение к большому профессионалу, а впоследствии коллеге продемонстрировала Татьяна Доронина. Она вручила приз «За вклад в отечественный кинематограф» культовому режиссеру Георгию Натансону, отмечающему в этом году свое 90-летие. Татьяна Васильевна помнит, что всенародно любимой актрисой она стала после участия в фильмах Георгия Григорьевича «Старшая сестра» и «Еще раз про любовь».

О конкурсе художественных фильмов «Великолепная семерка». Здесь фаворитом стала картина «Сибирь. Монамур» (Гран-При и приз за лучшую мужскую роль имени М.Ульянова Петру Зайченко). Лучший режиссер – Вячеслав Златопольский за картину «Дом ветра». А приза за лучшую женскую роль имени Н.Гундаревой по праву удостоена Евгения Добровольская, блистательно сыгравшая главную роль в картине «Чужая мать».

Трогательным стало прощание с удивительной актрисой, не имеющей специального образования, народной артисткой СССР Ией Саввиной. Когда певица Ирина Епифанова исполняла знаменитую песню Жозефа Косма «Опавшие листья», на экране в это время шли фрагменты из фильмов с участием Саввиной – «Дама с собачкой», «История Аси Клячиной…», «Анна Каренина», «Служили два товарища», «Гараж»… Зал встал и аплодируя простился с актрисой.

Жозеф Косма (фр. Joseph Kosma; 22 октября 1905, Будапешт — 7 августа 1969) — французский композитор венгерского происхождения из еврейской семьи. Эмигрировал с семьей в Париж в 1933 году. Жак Превер представил его Жану Ренуару, в сотрудничестве с которым была написана музыка ко многим фильмам («Великая иллюзия», «Человек-зверь», «Адрес неизвестен», «Невиновные в Париже») а также с Марселем Карне — фильмы «Врата ночи» (где впервые звучит знаменитая мелодия песни «Опавшие листья» в исполнении Ива Монтана) и «Дети райка». Похоронен на кладбище Монмартр.

В завершение обзора хочу признаться в своей любви к отечественным мультикам. В 2003 году на Международном фестивале анимации «Лапута» в Токио 140 кинематографистов и критиков из разных стран мира назвали 150 лучших анимационных фильмов всех времен и народов. В их числе оказалось одиннадцать картин с маркой киностудии «Союзмультфильм». Среди них «Варежка», «Жил-был пес», «Каникулы Бонифация» и целых пять лент Юрия Норштейна. Их-то я и посмотрел с удовольствием в Киноцентре, с головой окунувшись в прекрасную пору детства. А затем в киноклубе «Эльдар» побывал на киновечере «Сергей АлимовЭдуард Назаров – Юрий Норштейн». Это было светлое, незабываемое зрелище.


Владимир Вахрамов


2 комментария

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Синдром Люцифера
Развод по-голливудски
Парк имени Курта Кобейна
Коллекция работ Джексона
Звезды тоже не безгрешны
Красивый подарок от Королевой
Самые прибыльные туры
Литературная симфония Бутусова
Две роли Скарлетт Йоханссон
Несостоявшийся любовник
Испытание водородной бомбы
Откроет Олимпиаду в Лондоне
«Взгляд» – битлы перестройки
Лунные камни
Воссоединение состоится


««« »»»