«Взгляд» – битлы перестройки

Рубрики: [Додолев]  

Вчера в павильоне № 75 (зал А, стенд F-29) Всероссийского выставочного центра (экс-ВДНХ) состоялось открытие 24-й Московской международной книжной выставки-ярмарки. Для публичного осмотра выставка будет открыта сегодня с 10 утра. На стенде издательства «Зебра Е» состоится автограф-сессия автора книги «Взгляд» – битлы перестройки» медиаидеолога Евгения Ю. ДОДОЛЕВА (с 16:00 до закрытия – 18:00).

Предлагаем читателям ознакомиться с рядом иллюстраций из книги.

*****

Татьяна «Дмитра» Дмитракова была одной из тех, кто действительно делал «Взгляд», а не персонализировал его. Уже потом, за другие проекты она получит ТЭФИ, но признание в профсреде у нее было задолго до учреждения ТВ-премии. Что касается фото. С этими псевдосоветскими «толстовками» интересная история. Тогда в СССР не было ни то что понятия о product placement, но даже банальной рекламы не существовало. И откуда-то всплыли немолодые ловкачи с Брайтон-Бич, которые предложили «взглядовской» бригаде в качестве подарка эти хлопковые свитера с перестроечной символикой. Интересовали их на самом деле только ведущие, которые дружно, как один, вещали на многомиллионную аудиторию в этом прикиде, продвигая нехитрую американскую одежку в еженедельном ритме. Продавали они эти свитера рублей по 30, при себестоимости не более пятерки.

В своем программном интервью Анастасии Ниточкиной (записанном в декабре 1990) Мукусев на реплику «Вы уже три года сидите в майках с советской символикой. Прости, но это уже не модно», ответил: «Я согласен. Но это стало своего рода маской. Впрочем, не такая уж и маска, ведь точно в таких же майках мы ходим в Кремль на сессии и съезды, шокируя, как минимум, половину Верховного Совета России. Мы делаем это специально. Мне, например, больше нравится галстук и пиджак. Но ведь большинство депутатов сидит в мягких сапожках, в сталинских мундирах и с трубкой в зубах. Наша форма одежды – своего рода противовес, пусть детский, примитивный, но все же ощутимый».

*****

По-моему, весь «взглядовский» архив есть только у Любимова… Да, именно во «Взгляде» впервые появился Кашпировский. И Градского приходилось с его сердитым репертуаром пробивать, чтобы поведать многомиллионной аудитории, что Саша может петь не только пахмутовское «Как молоды мы были». А ведь были…

Замечу, что мои пометки на полях с фамилией «Собчак» не имели к гламурной блондинке Ксюше никакого отношения: в те времена это имя ассоциировалось лишь с одним из архитекторов перестройки, отцом Ксени-Анатольевны, которая тогда была школьницей начальных классов.

Из воспоминаний Владимира Мукусева: «Я до сих пор не могу забыть, как однажды направил Собчаку обращения петербуржцев, которые поступали ко мне как к депутату Верховного Совета. Люди просили помощи именно у меня, наверное, потому что я их земляк. Однако решить их проблемы в тот момент мог только Анатолий Собчак. Но письма продолжали идти ко мне. Их были сотни. И тогда я предложил Собчаку встретиться. Но принять меня он отказался: мне пришло абсолютно хамское письмо, собственноручно написанное Собчаком. В нем писалось, что ленинградские проблемы – это не дело «какого-то там московского журналистишки», мол, «сами с усами». А разбираться с письмами «больных жалобщиков» у него нет времени. Я был обескуражен… С момента, когда Собчак был избран мэром, количество обращений жителей Северной столицы только ко мне увеличилось в десятки раз».

*****

Последний график культовой программы. Новогодние выпуски (28 декабря 1990 и 4 января 1991) так и не были отэфирены.

*****

Самый неудачливый из первого «взглядовского» квартета Олег Вакуловский вместе с Ириной Петровской, самым авторитетным отечественным ТВ-критиком, которая училась на телевизионном отделении факультета журналистики МГУ вместе с Владом Листьевым и Еленой Карповой. Петровская отымела разборки с Любимовым после того, как напечатала заметку «Один на один с $15 тыс.» (1996), в которой обвинила «Люби» в «джинсе» (утверждалось, что за участие в проекте «Один на один» фармацевт Брынцалов заплатил деньги; Александр-Михалыч подал иск и выиграл: через полгода Тверской суд Москвы постановил выплатить истцу семь млн рублей (хотя тот просил пятнадцать… миллиардов).

****

Светлана Кашляева побеседовала с Листьевым и опубликовала интервью в как бы «ведомственной» газете «Новый Взгляд» (1992). У Влада (впрочем, как и у других «взглядовцев») уже тогда начало сносить башню. Словосочетание «четвертая власть» вовсе не казалось надуманным. Редактора звонили звездам, депутатам, министрам с ультимативными заявами: «Завтра эфир в 16:00. Что значит «не смогу»? Какое такое заседание (варианты: гастроли, съезд, etc.)?». И деньги потекли сгущенкой.

*****

Во «взглядовском» эфире впервые на всесоюзных экранах появился Виктор Цой. Из воспоминаний Мукусева:

Однажды мне на студию в Останкино позвонил ленинградский кинорежиссер, сын легендарного фронтового кинооператора Алексей Учитель и попросил о встрече. Через час он был у меня и рассказал о том, что только что закончил работу над фильмом «Рок». Еще во время съемок Смольный делал все, чтобы фильма не было. Монтировать и озвучивать картину приходилось подпольно. В итоге в Москву он привез единственную версию фильма. Привез по требованию Госкино. Худсовет должен был состояться в понедельник. Но Учителя заранее предупредили, что картина будет запрещена, а ее автора обяжут уничтожить все исходники и сам фильм. К счастью, этот разговор состоялся в четверг, а очередной «Взгляд» в пятницу делал я. Мы с режиссером Максимом Иванниковым приняли решение сделать фильм «Рок» лейтмотивом всей передачи. В рамках трех часов эфира нам удалось показать больше половины фильма Учителя. С этого момента русский рок уже не казался неким абстрактным понятием, у него появились собственные имена: Кинчев, Гребенщиков, Шевчук, Цой. Именно с этого момента группы «Аквариум», «Алиса», «ДДТ», «Кино» вышли из подполья. Уже в субботу утром вся страна пела «Красное на черном» и «Мы ждем перемен». Когда в понедельник Учитель пришел в Госкино с пленкой, чиновником уже ничего не оставалось, как только принять фильм и выпустить его в прокат.

Конечно, рок-музыка существовала и без «Взгляда», но вот фильма «Рок», наверное, не было бы. После того, как мы показали часть этой картины, дорога рок-музыке на телевидение была открыта.

Мы регулярно приглашали во «Взгляд» рок-музыкантов. Так, однажды в передаче в течение трехчасового прямого эфира участвовал Витя Цой с группой «Кино». Он не только пел, но и активно обсуждал все темы, которые мы поднимали в этой программе. А если вспомнить, что Витя очень мало разговаривал в принципе, то те три часа во «Взгляде» стали просто-таки уникальным событием.

*****

В Кремлевском Дворце Съездов (телемост с космической станцией «Мир»). Мукусев режиссировал знаменитые телемосты, которые вел Владимир Познер. Много лет спустя (2006), вспоминая о выпуске «Ленинград – Бостон» (17 июля 1986) в эфире диалог-шоу «Назад в СССР» рассказал:

Сакраментальная фраза «Секса у нас нет», сказанная Людмилой Ивановой, администратором одной из ленинградских гостиниц, стала символом телемостов. В действительности же было так: шел разговор о порнографии в кино и на телевидении, и в этом контексте Людмила произнесла: «Секса у нас нет, и мы категорически против этого», – после чего грянули смех и аплодисменты в обеих студиях и заглушили окончание фразы: «У нас есть любовь». Когда я монтировал программу, Людмила Иванова позвонила мне прямо в аппаратную и попросила вырезать эту фразу… Я встал пред дилеммой. С одной стороны, я понимал, что… она может стать героиней анекдотов. С другой стороны, по приказу вырезая из предыдущего телемоста все про Сахарова, почти все про Афганистан, убирать из передачи то, что точно объединило обе студии – юмор, я посчитал невозможным. Я оставил эту «историческую» фразу, хотя и навлек на себя гнев ее автора.

****

Все ведущие «Взгляда» отдали долг армии: Политок, например, отслужил срочную.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Откроет Олимпиаду в Лондоне
Отечественный кинематограф жив
Лунные камни
Воссоединение состоится
Синдром Люцифера
Развод по-голливудски
Парк имени Курта Кобейна
Коллекция работ Джексона
Звезды тоже не безгрешны
Красивый подарок от Королевой
Самые прибыльные туры
Литературная симфония Бутусова
Две роли Скарлетт Йоханссон
Несостоявшийся любовник
Испытание водородной бомбы


««« »»»