Один из многих возможных

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

"Господин Никто"Картина «Господин Никто» бельгийского режиссера Жако Ван Дормеля – потрясающее явление. Неординарная идея и безупречное  исполнение. Сказать, что фильм просто красивый – это ничего не сказать. Не даром только подготовка сценария заняла целых 10 лет, а сами съемки заняли 7 месяцев вместо положенных 2-х. Каждый кадр –  своего рода художественный шедевр, каждый звук проникает в глубину сознания, а слова, которых в фильме не так уж много, обладают каким-то многогранным смыслом. Никаких явных утверждений и рецептов «как надо» не присутствует. По словам, самого Ван Дормеля, чаще всего фильмы дают простые ответы на сложные вопросы, а ему хотелось бы этого избежать. «У меня свои вопросы, – говорит режиссер в своем интервью. – Ответов на них я не нашел и притворяться не хочу».
Жизнь любого человека состоит из моментов выбора. Решения могут быть серьезные, такие как  выбор второй половины или профессии, мелкие бытовые и такие незначительные, что о них  вообще никто не задумывается. Ответить так или иначе собеседнику, поехать домой той дорогой или другой… Однако, никто не знает какое из этих многочисленных решений станет на самом деле решающим. Бывает и так, что самая грубая ошибка приводит к неожиданно удачным последствиям, а серьезный, тщательно обдуманный план рушится из-за какой-то неожиданной мелочи. Сколько раз в жизни нам приходилось думать: «Если бы я тогда поступил иначе, каким был бы сегодняшний день?»
Человек по имени Немо (Джаред Лето) был счастлив до своих 9-ти лет, пока не встал перед первым  выбором. Мальчик стоит на пероне и держит за руки обоих родителей, решивших расстаться. Он может поехать с матерью в Канаду или остаться с отцом в Англии. Сделать выбор трудно, практически невозможно. А что если бы можно было выбрать то и другое, прожить две жизни? Представим, что пространство похоже на слоеный пирог из множества параллельных миров. В одном слое мальчик уехал, а в другом остался. Мы видим две разных истории, которые являются ветвями от общего корня. Со временем, перед Немо-подростком встают новые проблемы, которые заставляют выбирать, и уже не из двух, а из трех, четырех, из множества… Параллельные миры с разными Немо множатся, путаются, загадочно переплетаясь между собой. Идея пространственных расслоений иллюстрируется видом на сплетение железнодорожных путей, если смотреть на них через лобовое стекло мчащегося поезда. «Я не знаю по каким причинам совершаю тот или иной выбор, – говорит Ван Дормель. – Но, когда я совершаю его, могу ли я назвать его свободным? Возможно причины существуют – просто мне они неведомы. Влюбляясь, я выбираю одну женщину из множества. Но почему я влюбляюсь именно в нее? Самый важный выбор в жизни, как правило, находится вне зоны нашего контроля».
120-тилетний старик, проснувшийся в 2092 году  помнит только свое имя – Немо. Он не помнит кто он и как стал Никем. Видимо, в результате каких-то процессов, многослойное пространство схлопнулось и в память старика попали все жизни разных Немо. Журналист, пытающийся выяснить как выглядел мир прошлого из его рассказов в замешательстве. Невозможно понять каким образом человек мог находиться в разных местах и жениться на трех разных женщинах одновременно, умирать разными смертями и жить дальше, сохранив воспоминания о собственной смерти.
Мальчик 9-ти лет проходит мимо скамейки, на которой сидят три девочки, три его судьбы, образующие три фильма в одном. Этюд в красных тонах – Немо и Анна (Дайан Крюгер), в синих – Немо и Элиз (Сара Полли), в желтых – Немо и Джин (Лин-Дан Фам). Очень разные судьбы, имеющие один источник и разный Немо, которого изменило само время, в зависимости от когда-то сделанного выбора.
«Господин Никто» разрушает наши представления о реальности и времени, стирает границы между существующими объектами и плодом воображения. Дряхлый старик, проснувшийся среди вечномолодых клонов и являющийся последним смертным на Земле нисколько не сожалеет о себе. Мало того, он ставит под сомнение само существование того мира, в который его занесло. Возможно, это он и есть – единственная реальность, а все, что его окружает – хитроумные машины, сверкающие небоскребы и снующие туда-сюда то ли люди, то ли роботы, населившие этот гигантский муравейник – придуманные? На этот вопрос никто не может ответить, даже сам господин Никто.


Александра Лайт

Дизайнер, фотограф, журналист.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

DVD-обзор
Мужчина не роскошь, а средство передвижения
Диалог культур
Чехов и кинематограф
Божественная Грета
Коротко 09-2010
О чем говорят мужчины
Вулкан имени Путина
Ссылка на север
Наглухо влипли
Вредная работа
Комедия от Гриши Перельмана


««« »»»