ГЛАВЕНСТВОВАЛА МУЗЫКА

Шесть лет не видела Москва спектаклей Мариинского театра Петербурга. Только благодаря фестивалю “Золотая маска” столичные зрители смогли познакомиться с двумя оперными постановками коллектива последних лет – “Игроком” С.Прокофьева и “Саломеей” Р.Штрауса, представившими оперное искусство первой трети ХХ века.

“Игрок” – совместная постановка Мариинского театра и Миланской Ла Скала. Премьера состоялась в Милане в январе 1996 года, в Петербурге – в июне.

Точное ощущение формы и стиля оперы Прокофьева, динамики сюжета и неожиданных поворотов действия позволило Валерию Гергиеву воплотить партитуру во всем ее богатстве: выявить лирико-психологические и сатирические линии, четко выстроить лейтмотивы персонажей, создать глубокие и противоречивые музыкальные характеры главных героев. Великолепно сделаны речитативы. Оркестр выступает здесь чутким аккомпаниатором певцов.

К сожалению, ни режиссер Т.Чхеидзе, ни художник Г.Цыпин (США) не поднялись до высот музыкального воплощения оперы дирижером. Плохо разработаны характеры главных героев и их взаимоотношения. Лишена очарования обольстительница Бланш у С.Волковой, мелки и неинтересны разорившийся Генерал – С.Алексашкин и его богатая тетка Бабуленька – И.Богачева. Да и Полина, падчерица Генерала, в исполнении Т.Павловской только в последней картине приоткрывает свой сложный и противоречивый характер.

Декорации Г.Цыпина, представляющие собой четырехугольные зеленые колонны в различных комбинациях, бесстрастны и не отвечают взрывному характеру музыки Прокофьева, а кульминационная сцена рулетки не передает накала страстей, звучащего в оркестре.

Алексей Иванович В.Галузина – единственный персонаж, встающий вровень с музыкальной трактовкой спектакля, проживающий на сцене жизнь своего героя. Яркому, выразительному голосу певца одинаково подвластны и лирические ариозо и порывистый, страстный тон с массой эмоциональных вспышек, в которых преобладает высокая тесситура. Потрясает финальная сцена, когда Алексей Галузина, увлеченный неожиданным огромным выигрышем, забыв любимую Полину, устремляется к рулетке.

Второй оперный спектакль петербуржцев – “Саломея” Р.Штрауса – отличает единство замысла постановщиков и его решения: режиссера Д.Теймор (США), дирижера В.Гергиева, художников Г.Цыпина (декорации), Г.Месхишвили (костюмы) и Д.Холдера (свет, США). В их трактовке преобладают художественные тенденции начала нашего столетия. В оформлении использован мотив Вавилонской башни, которая в финале рушится, символизируя конец старой эры и начало новой. В постановке много символики и элементов декаданса. Как и у О.Уайльда, Луна становится главным символом спектакля. Ярко и глубоко раскрыты характеры Ирода (К.Плужников), пророка Иоканаана (Н.Путилин). Точно выверено поведение не только главных героев, но и свиты Ирода. Прекрасно работает художник по свету.

Необычна музыкальная и режиссерская трактовка главной героини – Саломеи. В ней главенствуют лирические тона, что отлично ложится на индивидуальность Л.Казарновской. Ее Саломея – юная девушка, не имеющая ни жизненного, ни сексуального опыта. Выросшая в атмосфере порока она смутно тянется к возвышенному, но не знает иных путей, кроме насилия и жестокости. Саломея Казарновской стремится во что бы то ни стало добиться ответной любви Иоканаана, и не ее вина, а скорее трагедия, что получает она не живого пророка, а его мертвую голову.

Центром спектакля становится танец Саломеи, великолепно исполненный самой Казарновской. Смерть торжествует над жизнью, убивая любовь и красоту. Идеально звучал оркестр под управлением Гергиева, передавая глубину и чувственность музыки Штрауса, ее широту и лирико-импрессионистскую насыщенность.

Оба спектакля Мариинского театра порадовали и еще одним – высокой оперной культурой, которой так недостает многим московским спектаклям.

Елизавета ДЮКИНА.

Фото М.Гутермана.

На снимке: сцена из спектакля “Игрок”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

АЙСЕДОРА ДУНКАН В РОССИИ
ЭРОТИЧЕСКОЕ ДИСКО В “MANHATTAH-EXPRESS”
ПОД ФЛАГОМ ЛЮБВИ
УБЕГИТЕ ОТ СТРЕССА НА РОЛИКОВЫХ КОНЬКАХ
ПОЛНА ГОРНИЦА ЛЮДЕЙ
НА ЯЗЫКЕ АКТЕРСКОГО ЭСПЕРАНТО
Мстислав Ростропович в “Монолите”
ПРОШУ ЗА НЕЖНОСТЬ МНЕ НЕ ДЕЛАТЬ СЦЕН
СДЕЛАЙ ШАГ ВПЕРЕД, В ПРОФИЛЬ ПОВЕРНИСЬ!
МАРАЗМ В ТЕЛЕВЕРХАХ
Канны вчера и сегодня
СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА
Канн – 1. Некрофилия
ШОПЕН ПРИНЕС УДАЧУ
“МАКСИМУМ” И ЕГО ПАСТВА
ПРИРОДА, ДЕТКА, ЗАТЕВАЛА МЕНЯ НЕ ДЛЯ МЕЛКОЙ СУЕТЫ
NOTRE DAME – ЭТО С НОРД-ОСТА, ЧЕРЕЗ МЕТРО
ПОЛКОВНИКУ ПО-ПРЕЖНЕМУ НИКТО НЕ ПИШЕТ
ПРОГРАММА КОНКУРСА «ЗРИТЕЛЬСКИЙ ВЗГЛЯД»
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА «ДЕБЮТ»
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА XIII ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ
А ВЫ СЛЫХАЛИ, КАК ПОЕТ ОРЁЛ?
ЧТО КРОЕТСЯ ЗА ТВС (ТВ-6)?
ЗАВТРА – “КИНОТАВР”!


««« »»»