Канн – 1. Некрофилия

Юбилейный Каннский кинофестиваль парадоксальным образом прошел под знаком насилия и смерти. За несколько дней до его начала какой-то маньяк тяжело (хотя и не смертельно) ранил ударом ножа в спину министра культуры Франции Филиппа Дуст-Блази. Это печальное событие резко повысило его популярность в преддверии внеочередных парламентских выборов, но лишило возможности участвовать в большинстве каннских торжеств.

С этого момента причудливая и парадоксальная диалектика любви и смерти, секса и насилия, страдания и наслаждения, аплодисментов и возмущенных выкриков устойчиво завладела пространством Дворца фестивалей и набережной Круазет.

Сценарные ходы диктовал не экран, а сама жизнь (точнее – смерть).

Накануне торжественного вечера, посвященному 50-му “выпуску” фестиваля, умер великий итальянский режиссер, мастер провокаций и скандалов Марко Феррери. Эта финальная выходка вполне в духе его репутации и характера, позволила автору “Большой жратвы” и “Последней женщины” неожиданно для всех стать героем праздника.

Уход из жизни другого знаменитого итальянца – одного из классиков неореализма Джузеппе де Сантиса был менее шумным, хотя и совпал с церемонией закрытия фестиваля. 80-летний старец, давно уже пополнивший ряды безработных, интересы которых он столь страстно защищал еще в 1951 году в фильме “Рим в 11 часов”, напомнил всем о горечи забвения, даже в его почетном музейном варианте, угрожающем сегодня и крупнейшему кинофестивалю мира.

Юбилейные фейерверки, контрастирующие с вопиющей слабостью конкурсной программы, могут восприниматься и как первый предупредительный сигнал.

Вторым стала мрачная безысходность значительной части конкурсной и параллельных программ. Повторяя “зады” пост-советского кино, нынешний каннский репертуар вновь показал, что “чернуха” вовсе не гарантия качества и уж точно не путь к успеху.

Сомнительная честь быть самым освистанным фильмом фестиваля выпала на долю новой работы молодого актера и режиссера Матье Кассовица “Киллер(ы)” (отсутствующий в оригинале англицизм в российском контексте уместен, поскольку речь идет о наемных убийцах). История дряхлеющего профессионала, пытающегося передать секреты своего ремесла более молодым (25-летнему неудачнику, которого играет сам Кассовиц, а затем и вовсе 13-летнему школьнику), рассказана с кровавыми подробностями и наивным обличительным пафосом. Авторам кажется, что во всем виноваты телевидение и видеоигры, позволяющие ребенку, в отличие от юноши, убивать быстро и без особых размышлений и, тем более, без угрызений совести. Из этого примитивного и затянутого провала можно спасти лишь Мишеля Серро в роли старого специалиста и кровавую пародию на популярный и у нас сериал “Элен и ребята”.

Второй жертвой критиков и зрителей пал Джонни Депп, на редкость плохо переваривший в своем режиссерском дебюте “Смельчак” опыт работы в “Мертвеце” Джима Джармуша. Мрачная история молодого индейца, продающего право себя пытать и убить за 50 тысяч долларов во имя благополучия жены и детей, хоть и претенциозна, но отнюдь не посильнее “Фауста” Гете.

Скорее наоборот.

На этом безотрадном фоне традиционный для австрийца Михаэля Ханеке садомазохизм в “Смешных играх” выглядит почти гениальным, чего не скажешь о режиссерских дебютах актера Гари Олдмена “В рот не брать” и юной австралийки Саманты Ланг “Колодец”, причудливого переплетения лесбийской страсти и молодежной преступности вокруг трупа в колодце.

Пальма (пусть и не золотая) в этом контексте принадлежит другой даме: канадке Линн Стопкевич. Героиня ее фильма “Целованный” способна получать подлинное наслаждение лишь от сношения с трупами.

Тот факт, что некрофилия – своеобразное кредо нынешнего фестиваля – была вынесена вне конкурса, тоже закономерен. Столь откровенное столкновение с правдой (не жизни, а шоу 50-летия) могло бы поставить жюри в неудобное положение.

Продолжение следует: см. следующий номер “МузПравды”.

Кирилл Э. РАЗЛОГОВ – специально для ИД “Новый Взгляд”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

АЙСЕДОРА ДУНКАН В РОССИИ
ЭРОТИЧЕСКОЕ ДИСКО В “MANHATTAH-EXPRESS”
ПОД ФЛАГОМ ЛЮБВИ
УБЕГИТЕ ОТ СТРЕССА НА РОЛИКОВЫХ КОНЬКАХ
ПОЛНА ГОРНИЦА ЛЮДЕЙ
НА ЯЗЫКЕ АКТЕРСКОГО ЭСПЕРАНТО
Мстислав Ростропович в “Монолите”
ПРОШУ ЗА НЕЖНОСТЬ МНЕ НЕ ДЕЛАТЬ СЦЕН
СДЕЛАЙ ШАГ ВПЕРЕД, В ПРОФИЛЬ ПОВЕРНИСЬ!
МАРАЗМ В ТЕЛЕВЕРХАХ
Канны вчера и сегодня
СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА
ШОПЕН ПРИНЕС УДАЧУ
ГЛАВЕНСТВОВАЛА МУЗЫКА
“МАКСИМУМ” И ЕГО ПАСТВА
ПРИРОДА, ДЕТКА, ЗАТЕВАЛА МЕНЯ НЕ ДЛЯ МЕЛКОЙ СУЕТЫ
NOTRE DAME – ЭТО С НОРД-ОСТА, ЧЕРЕЗ МЕТРО
ПОЛКОВНИКУ ПО-ПРЕЖНЕМУ НИКТО НЕ ПИШЕТ
ПРОГРАММА КОНКУРСА «ЗРИТЕЛЬСКИЙ ВЗГЛЯД»
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА «ДЕБЮТ»
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА XIII ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ
А ВЫ СЛЫХАЛИ, КАК ПОЕТ ОРЁЛ?
ЧТО КРОЕТСЯ ЗА ТВС (ТВ-6)?
ЗАВТРА – “КИНОТАВР”!


««« »»»