ЗАВТРА – “КИНОТАВР”!

Сегодня на дневных авиа-рейсах Внуково – Адлер – аншлаг: завтра в Сочи начинается фестиваль “Кинотавр”. Мы беседуем с крестным отцом этого престижного мероприятия – легендарным Марком Григорьевичем РУДИНШТЕЙНОМ, который является не только одним из столпов отечественного кинематографа, но и многоплановой фигурой русского шоу-бизнеса (в частности, певцом и актером)… А впрочем, слово самому МГР.

Что касается вечных упреков в переборе кинопразднеств в ущерб кинопроизводству, Рудинштейн пожимает плечами:

– Кинофестивали – это один из впечатляющих методов разговора о синематографе. И пусть ворчат: много фестивалей, мало фестивалей! Неправду говорят, что фестивалей больше, чем фильмов. Но их должно быть много – маленьких, больших, специализированных, исследовательских, развлекательных. В Швейцарии в каждом городке три фестиваля. Иди себе и гуляй по улицам!

– “Кинотавр” – государственный фестиваль?

– Поддержка культуры – это, в первую очередь, дело государства. Никакой бизнесмен, никакой меценат не сможет взвалит на себя такую ношу. Государство по крайней мере должно сделать так, чтобы бизнесменам было выгодно и престижно тратить деньги на культуру. Важно, ничего не запрещая, создавать условия для существования отечественной культуры, и в том числе российского кино. Каннский фестиваль, кстати, не государственный. Хотя, конечно, государство должно участвовать в финансировании подобного рода мероприятий. По уму, бюджет любого фестиваля должен складываться из трех основных частей: государственного взноса (в случае Каннского это 25%), городского (25%) и плюс спонсорские средства.

– Марк Григорьевич, насколько я знаю, Янковский остается президентом, но вы больше не занимаетесь “Кинотавром” как генпродюсер…

– Десятый “Кинотавр” стал последним, который я провел лично. Но “Кинотавр” уже давно стал моим “делом”. А дело тогда становится “делом”, когда руководитель может без ущерба для него заниматься другими вещами. Когда в отсутствие босса все разваливается, то это еще не “дело”, а “мероприятие”. Несмотря на это, пресса по-прежнему отождествляет меня исключительно с “Кинотавром”. И сколько бы я ни повторял “Я не Кинотавр!”, сей факт игнорируется. Это то же самое, что декларировать: “Я не верблюд!”. Все только посмеиваются да приговаривают: “Да, да, конечно. Знаем, понимаем”. Пока тебе звонят то по поводу фильмов, то по поводу приглашений на фестиваль, впечатление создается однозначное: Рудинштейн рулит. Хотя на самом деле я этими проблемами давным-давно не занимаюсь. Но инерция – страшная штука. Не могу отделаться от репутации “начальника”.

Уходит в прошлое романтический период “Кинотавра”, когда мы все любили просто друг друга и вкалывали за идею. Команда в целом сохранилась, хотя кое-кого мы потеряли. Структура становится более жесткой, считается каждая копейка. Я уже приучил своих сотрудников к мысли, что они вполне обойдутся без моего непосредственного руководства. Все, что человек создает, – не “его”. Не Крылов писал басни, и не Лафонтен. Все в мире повторяется, все витает в воздухе. Просто есть люди, которым дано пользоваться этим. А если пользуешься, имей совесть признать это и смотри на все со стороны. Никогда не говори, что это “ты” придумал. Иной раз скажешь фразу… Вот я как-то сказал: “В детство нельзя вернуться. В него можно только впасть”. А теперь думаю, я это придумал или мысль в воздухе витала? Или: “Интеллигент – это врожденное или приобретенное чувство меры”. Моя это фраза или нет?

– Двадцатый век уже канул в прошлое, а вместе с ним уходит киноискусство. На смену ему приходит продукция, сделанная с помощью новых цифровых технологий и насыщенная впечатляющими спецэффектами…

– “Искусство” никуда не уйдет. Вопрос в способе передачи восприятия искусства будь то в кинотеатре, дома на диване или в компьютерных залах и игротеках. Ведь они, способы восприятия, сродни моде, которая периодически исчезает и появляется вновь. Есть ценности генетического уровня.

И никто, никогда не убедит меня в том, что восприятие искусства везде одинаково. Например, если вы смотрите Жванецкого дома, в кресле – вы хихикаете, а когда вы сидите в зале, вы хохочете. Поэтому периоды увлечения видеомагнитофонами, компьютерами, всё это явление временное. Я уверен, будущее за большими залами и кинотеатрами. И американцы это начинают постепенно понимать.

Вернется снова “мужчина и женщина”, тема взаимоотношений людей на уровне рассказанных историй. Вернутся к нам в кинозалы зрители. Я в это верю. Просто мы сейчас переживаем период технического взрыва, за которым не успеваем угнаться. Но в один прекрасный момент все, на минуточку, оглянутся и вспомнят, что в кино надо ходить с девушкой и целоваться на последнем ряду. В этом контексте меня не волнуют периоды отчуждения от кинозалов и театров. Ведь и театр тоже когда-то переживал период кризиса.

– О вас ходят легенды как о человеке super-остроумном. Вы восхищаетесь советскими звездами-сатириками?

– Я просто не люблю людей, которые слишком серьезно к себе относятся. Я предпочитаю тех, что смотрят на себя как бы со стороны и комментируют свою жизнь так, как комментировали бы чужую. Если же человек слился с собой, любимым (что, кстати, часто случается с актерами), мне он становится неинтересен. Я люблю людей, которые относятся к себе с иронией. Когда воспринимаешь себя всерьез, становишься скучным занудой. Нет зазора, в который могут войти другой человек, любимая женщина, друг, товарищ. Если ты слился сам с собой, значит, войти некуда. Поэтому я неустанно повторяю, что у наших творческих работников такой богатый внутренний мир, что другим там делать нечего.

Хотите понять, что такое наш кинематограф сегодня, приезжайте в отечественные Канны – Сочи, где с 1 по 13 июня и состоится самое масштабное в России киномероприятие – “Кинотавр” № 13.

Евгений ЛИСОВСКИЙ.

Фото автора и Александра АЛЕЙНИКОВА (архив ИД “Новый Взгляд”).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

АЙСЕДОРА ДУНКАН В РОССИИ
ЭРОТИЧЕСКОЕ ДИСКО В “MANHATTAH-EXPRESS”
ПОД ФЛАГОМ ЛЮБВИ
УБЕГИТЕ ОТ СТРЕССА НА РОЛИКОВЫХ КОНЬКАХ
ПОЛНА ГОРНИЦА ЛЮДЕЙ
НА ЯЗЫКЕ АКТЕРСКОГО ЭСПЕРАНТО
Мстислав Ростропович в “Монолите”
ПРОШУ ЗА НЕЖНОСТЬ МНЕ НЕ ДЕЛАТЬ СЦЕН
СДЕЛАЙ ШАГ ВПЕРЕД, В ПРОФИЛЬ ПОВЕРНИСЬ!
МАРАЗМ В ТЕЛЕВЕРХАХ
Канны вчера и сегодня
СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА
Канн – 1. Некрофилия
ШОПЕН ПРИНЕС УДАЧУ
ГЛАВЕНСТВОВАЛА МУЗЫКА
“МАКСИМУМ” И ЕГО ПАСТВА
ПРИРОДА, ДЕТКА, ЗАТЕВАЛА МЕНЯ НЕ ДЛЯ МЕЛКОЙ СУЕТЫ
NOTRE DAME – ЭТО С НОРД-ОСТА, ЧЕРЕЗ МЕТРО
ПОЛКОВНИКУ ПО-ПРЕЖНЕМУ НИКТО НЕ ПИШЕТ
ПРОГРАММА КОНКУРСА «ЗРИТЕЛЬСКИЙ ВЗГЛЯД»
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА «ДЕБЮТ»
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА XIII ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ
А ВЫ СЛЫХАЛИ, КАК ПОЕТ ОРЁЛ?
ЧТО КРОЕТСЯ ЗА ТВС (ТВ-6)?


««« »»»