Открытие самого первого кинофестиваля в Каннах… “Каннский кинофестиваль планировали открыть еще в 1939 году, но этому помешала грядущая война. Будущий главный кинофестиваль мира открылся по ее окончании в растерзанной и обедневшей Европе скромно и непритязательно. Но и в этом своем качестве он стал излюбленным местом встречи кинематографистов, постепенно завоевав авторитет и в творческой, и в коммерческой среде.
Его основатель Робер Фавр Ле Бре был человеком высокой культуры и тонким дипломатом. Он понимал, что лицо фестиваля – это фильмы, и с самых первых лет придавал их отбору первостепенное значение. Все остальное – пляжный сезон, обнаженные “старлетки”, все более пышные приемы и периодические скандалы составляли лишь острую приправу к главному – конкурсу творческих работ.
У фестиваля всегда было много недоброжелателей, но и они съезжались на десять – двенадцать дней в маленький курортный городок и… не вылезали из просмотровых залов.
Примечательно в этом плане суждение Франсуа Трюффо. В начале пятидесятых годов, будучи еще молодым критиком, Трюффо нещадно ругал фестиваль за помпезность. Особенно его раздражали корзины с цветами на сцене, закрывавшие киноманам, по традиции сидевшим в первом ряду партера, субтитры, столь необходимые для понимания зарубежных лент. За грубые нападки Трюффо даже пытались лишить аккредитации. Когда же в 1959 году его фильм “Четыреста ударов” стал призером, точка зрения Трюффо изменилась – авторы сидели в первых рядах балкона и, по признанию Трюффо – уже знаменитого режиссера, корзины с цветами приятно украшали сцену и ничему не мешали”. (К.Разлогов)
Об этом и многом другом касательно истории кино вы можете узнать из великолепного издания под названием “Первый век кино”, выпущенного недавно в издательстве “Локид” под редакцией К.Э.Разлогова. Сто шедевров, сто мастеров, сто звезд и сто вех кино предстанут перед вами в оценках профессионалов. Тираж книги небольшой, так что не упустите свое кинематографическое счастье. Справки по телефонам: 959-09-08, 230-13-37, 921-07-27, 254-55-90.
Кстати, вышеупомянутый расклад с Трюффо вызывает определенные ассоциации отечественного замеса. Процитирую Марка Рудинштейна:
“Я – сторонник того, что на зло нужно отвечать добром. Не потому, что я какой-то блаженный. А потому, что я пережил в жизни самое страшное – тюрьму. После этого уже ничего не страшно. Что я буду обращать внимание на то, что он там написал неправду? Лучше я его приглашу… Ну не может человек всегда на белое говорить черное. Можно сказать хозяину, пригласившему тебя в гости: извините, завтрак вам сегодня не вполне удался. Зачем же говорить ему в лицо: твоя рыба – полное дерьмо. Но все равно я, попереживав, перестаю злиться на такого человека. Что и спасает ситуацию”.
Завтра целая обойма рейсов унесет из Москвы кинотусовку на отечественный аналог курортного кинодейства №1 (это о Каннах), имя коему – “Кинотавр”. Фестивали Марка Рудинштейна и Олега Янковского год за годом превращаются не просто в “Канны местного значения”, а в главное светское событие российской действительности. (Здесь невозможно удержаться, чтобы не назвать спонсоров этого значительного события: Авикомпания “Внуковские авиалинии” – генеральный перевозчик Открытого российского кинофестиваля, Торговая компания “ВИСТ”, Ювелирная фирма “Антонини”, Корпорация “SАMSUNG”, Фирма “Кодак”, Страховое общество “РЕСО-гарантия”.)
А пока вернемся к юбилейному Каннскому кинофестивалю, главному светскому событию мировой киноиндустрии и самому значительному форуму уходящего мая – в этом году (и в этом месяце) Каннский странновато отпраздновал свой юбилей…
Даша ЗУДИНА.