МАРАЗМ В ТЕЛЕВЕРХАХ

В минувшее воскресенье прайм-тайм первого канала нашей родины был отдан широко разрекламированному действу. Страна беспечно ссущих ковбоев-младенцев и беспредельно менструирующих женщин, радостно жующих жвачку неповторимого вкуса (от которой во рту – сухо… и это главное) отымела очередное теле-зрелище под название “Тэфи”.

“Хочу отдохнуть от сатиры…” – болела душа у Саши Черного, а вместе с ним и Александра Градского.

Как хочется видеть только хорошее, быть некритичной и получать удовольствие от красивых людей, ярких праздников и “раздачи наград тронутым победителям”.

И совсем не хочется фиксировать внимание на ванной комнате, обложенной холодным голубым кафелем и водворенной на сцену МХАТа, выдержанного в деревенски теплых тонах, не хочется видеть вдохновенно уложенной шевелюры, которой постоянно трясет, равно как и ногой (словно ему очень хочется в туалет), женоподобный автор многочисленных псевдорусских “проЭктов”. Не хочется фиксировать внимание и на том, как сильно постарела знаменитая польская актриса, которая вынуждена все время надевать очки, чтобы читать текст, и тут же снимать их, поскольку они ей не идут.

Кстати, почему именно польская актриса вела российскую ТВ-церемонию? Это что, условие Речи Посполитой, при исполнении которого поляки выдадут нашей прокуратуре отрастившего бородку Станкевича? А может, ослепительная Арина Шарапова или столь обожаемая ею великолепная Сорокина не справились бы с ролью напарницы ведущего церемонии Константина Эрнста?

Хотелось бы не заметить и заученности реприз, ни одна из которых не вызвала ожидаемой реакции зала, и многого другого.

Хотелось бы многого. Хочется молодых лиц и веселого зрелища. Ан нет, геронтомания политбюро вместе с брежневскими бровями соавтора и соведущего этой старомодной (старомодной по стилистике, а не по стажу) церемонии, перекочевала на телевидение. То, что пожилые и во всех отношениях достойные академики надавали сами себе призов выглядит, конечно, не менее странно, чем усталая Алла Пугачева на конкурсе молодых исполнителей, но вряд ли является их виной. Скорее всего, это льстивая придумка авторов церемонии, а то, что получилась подстава, телестарейшины, может быть, и не заметили. Не заметили в силу своей оторванности от реальности. Той самой оторванности, которую и постулирует статус академиков. (Кстати, насколько я помню, Александр Невзоров тоже себя произвел в какие-то академики, но лучшего из телерепортеров страны не видно не то что на ТВ-тусовках, но и на экранах…).

Но вернемся к нашим ТВ-баранам. И кино-овечкам. Итак… “Не заметили в силу своей оторванности от реальности”. Однако, если пожилой и не вполне хорошо слышащий человек выходит на сцену, не надо устраивать для него дерганных экспромтов. Бедная Барбара Брыльска дважды кричала в спину уходящему Рязанову: “Эльдар, я тебя целую!”, и оба раза была проигнорирована. Лишь в свой следующий выход на голубой кафелеобразный “подиум”, легендарный режиссер, которому за кулисами объяснили что к чему, “отбил мяч” и припал к ее руке.

Зато Рязанов сразу сообразил, что если, получив несчастного Орфея (стоящего на коленях, бьющего себя по лбу и тем самым олицетворяющего мысль: “Ну как я влип!”), он удалится с призом за кулисы и тут же выйдет обратно вручать точно такой же следующему победителю, то в зале решат, что была отлита всего одна “статуэтка”, которая передается как эстафета. Поэтому Рязанов отдал свой приз в зал (жене), дабы избежать светской неловкости. И пробросил что-то насчет того, что звучат на этой сцене “пошлости и банальности”. Светоч нашего кинематографа был прав. В который уже раз!

Но больше всего удивили сами номинации.

Придумка ведь не нова и было у кого поучиться.

По той или иной номинации, так уж исторически сложилось, выставляются однотипные вещи. Каким образом в одной номинации могут оказаться блестящий документальный сериал Марка Авербуха “Криминальная Россия” и вполне достойный, но… художественный (“Петербургские тайны”), – понять невозможно.

Такое ощущение, что некие марсиане придумывали эти номинации от лица телеакадемиков. Для инопланетян наши передачи делятся, в основном, на развлекательные и информационные, причем передачи по искусству, как выяснилось, не являются просветительскими, а рейтинговая публицистическая передача с пятилетним стажем “Совершенно секретно” попала в одну номинацию с надутым сериалом о Сталине, который уместнее было бы отнести как раз к просветительским.

Производятся же оные программы (с точки зрения телеакадемиков) собирательным образом “мастера телевидения”, а уж кто он, этот мастер – оператор, режиссер, видеоинженер или редактор, не имеет никакого значения. Так, просто-напросто невзрачная обслуга, которой бросили жалкую кость в виде одной номинации.

Такие слова, как ток-шоу, интервью, аналитическая программа, раздатчикам номинаций, видимо, неизвестны вовсе, равно как им неведомо, что в стране, кроме пользующихся подгузниками поклонников программы “Спокойной ночи, малыши”, есть еще подростки и, соответственно, передачи для них, а главное – есть молодежь. Не нравится, видимо, водрузившимся на Олимп, что лезут эти молодые из всех щелей и подпирают, засранцы. Лучше сделать вид, что их нет вовсе, а вместе с ними проигнорировать и самый молодежный канал (и в смысле авторов и ведущих, и в смысле аудитории) – “ТВ 6 Москва”. Отсутствие программ шестого канала в номинациях, с одной стороны, и представителей шестого канала среди вручающих призы мэтров – воистину удивительно. Исключение составил лишь сам Эдуард Сагалаев, который у многих ассоциируется скорее с телевидением вообще, нежели именно с ТВ 6, и, выйдя на сцену получать аляповатого псевдо-Орфея вместо отсутствовавшего Ивана Демидова (за создание образа “слепого музыканта” имени Стива Уандера), Эдуард Михайлович не удержался от броска камня в огород “слепых” академиков (и иже с ними) за то, что они в упор не видят бесспорных заслуг ТВ 6.

Впрочем, они, видимо, вообще не смотрят телевизор, поскольку этот междусобойчик трех ведущих каналов не предполагал наличия еще каких-либо источников телеизображения. Таким образом, за бортом “телеизбрания” остались как хиты шестого канала (“Партийная зона”, “Я сама”, “Знак качества”), так и менее рейтинговые, но очень качественные программы, например “Обозреватель” Станислава Кучера.

Если же авторы церемонии проигнорировали другие каналы ввиду их ограниченной, по техническим причинам, аудитории, то каким образом возникла номинация на лучшую региональную программу? Логики нет, как впрочем, и многого другого.

Глядя на улыбающегося Б.А.Березовского в зале, невольно вспоминаешь тот факт, что на церемонии вручения “Оскаров” самые почетные места в зале отдаются пластическим хирургам, которые скальпелем ведут по жизни звезд. И вот сидят они и гордятся за своих подопечных, которым без пришитых грудей и носов (и то, и другое Деми Мур, к примеру, приделали профессионалы) не видать кинематографического признания. У нас за подопечных гордятся их покровители, а шестой канал до сих пор, видимо, не припал ни к одной питательной груди, поэтому в расчет не принимается. “Если ты умный, то почему не богатый?” – этот девиз наших дней, который так любит цитировать блистательный президент-миллионер Кирсан Илюмжинов, видимо распространяется и на телеканалы. “Если ты хороший канал, что же в тебя деньги никто не вливает?” И с ним не дружат…

Старперство мероприятия сказалось не только в номинациях, вернее, в отсутствии номинаций типа “лучшая молодежная программа” или “лучшая музыкальная программа”, но и в убогом концерте, сопровождавшем действо. Опять застойная Людмила Зыкина, опять хоровое пение, неудачный “беззубый” КВН. Возраст – категория относительная. Можно быть молодым, энергичным стариком и бессильным, пожилым юнцом. Так что церемония прошла под знаком именно старперства, а не старости как таковой.

Лучшим моментом шоу было телевыступление Президента Б.Н.Ельцина. Только от него веяло харизматической энергией, когда он очень искренне и душевно поздравил Николая Озерова с вручением ему почетного приза.

И, конечно, телефанатов изумило отсутствие на мероприятии таких телеасов, как Александр Любимов. Автор стольких телевизионных хитов, бесспорно лучший ведущий постперестроечной эпохи (я имею в виду чисто профессиональные качества: владение русским языком, прекрасная дикция, высокая скорость речи, умение быстро реагировать на нештатную ситуацию, способность генерировать идеи) не является членом телеакадемии, ничего не вручал и ничего не получил. Любимов – представитель молодых, опять же не столько по возрасту, сколько по жизни, поэтому, видимо пришелся не ко двору на этом старомодном мероприятии, завершившемся групповым пением не самых популярных исполнителей: от Буйнова до Расторгуева (как туда попали стильная Алена Свиридова и очаровательная Наталья Ветлицкая, можно лишь догадываться).

А какой был рекламный ролик церемонии вручения “Тэфи”! Ну какой был ролик… современно сделанный, с нарезкой лучших передач и популярных ведущих, с грамотным использованием компьютерной графики. Зажигательная музыка и классное оформления ролика обещали так много, а получилось, как у Набокова: “Ножки обманули, личико оказалось гнусное…”.

М.ЛЕСКО, ИД “Новый Взгляд”.


М. Леско


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

АЙСЕДОРА ДУНКАН В РОССИИ
ЭРОТИЧЕСКОЕ ДИСКО В “MANHATTAH-EXPRESS”
ПОД ФЛАГОМ ЛЮБВИ
УБЕГИТЕ ОТ СТРЕССА НА РОЛИКОВЫХ КОНЬКАХ
ПОЛНА ГОРНИЦА ЛЮДЕЙ
НА ЯЗЫКЕ АКТЕРСКОГО ЭСПЕРАНТО
Мстислав Ростропович в “Монолите”
ПРОШУ ЗА НЕЖНОСТЬ МНЕ НЕ ДЕЛАТЬ СЦЕН
СДЕЛАЙ ШАГ ВПЕРЕД, В ПРОФИЛЬ ПОВЕРНИСЬ!
Канны вчера и сегодня
СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА
Канн – 1. Некрофилия
ШОПЕН ПРИНЕС УДАЧУ
ГЛАВЕНСТВОВАЛА МУЗЫКА
“МАКСИМУМ” И ЕГО ПАСТВА
ПРИРОДА, ДЕТКА, ЗАТЕВАЛА МЕНЯ НЕ ДЛЯ МЕЛКОЙ СУЕТЫ
NOTRE DAME – ЭТО С НОРД-ОСТА, ЧЕРЕЗ МЕТРО
ПОЛКОВНИКУ ПО-ПРЕЖНЕМУ НИКТО НЕ ПИШЕТ
ПРОГРАММА КОНКУРСА «ЗРИТЕЛЬСКИЙ ВЗГЛЯД»
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА «ДЕБЮТ»
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА XIII ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ
А ВЫ СЛЫХАЛИ, КАК ПОЕТ ОРЁЛ?
ЧТО КРОЕТСЯ ЗА ТВС (ТВ-6)?
ЗАВТРА – “КИНОТАВР”!


««« »»»