МУЗЫКА ВМЕСТО СУМБУРА

Прокофьевской музыкальной школе – 60 лет

Маленькому Филиппочку покупали в магазине “Аккорд” первую скрипку – крошечную восьмушку. Пока вдохновленные его будущими музыкальными успехами мама с бабушкой обсуждали скрипки, Филиппочек наблюдал за настройщиком, возившимся у фортепиано. Разговорившись, мужчины выяснили, что один из них только поступил в музыкальную школу №1 им. Сергея Прокофьева, а второй ее окончил. Словом, они из одной alma mater. Возникло братство. Мужчинам есть о чем поговорить, особенно если речь идет о профессии. “Кто у тебя скрипку ведет? А сольфеджио?” Наверное, не стоит объяснять, что скрипочку подобрали хорошую.

В этой школе учились все. Нет ни одного оркестра, где не играли бы ее выпускники. Она более демократична, чем элитная ЦМШ, которая, увы, не имеет сегодня своего помещения, и юные дарования вынуждены мотаться по всему городу, но имеет высокий профессиональный уровень – в Москве всего 7 городских школ: а эта – Первая. В ней учились все, потому что городская школа №1 имени Сергея Прокофьева – самая старая и самая большая музыкальная в Москве. И это уже не преувеличение. Два корпуса, пять этажей, большой концертный зал, пять залов поменьше, музей, библиотека. Здесь учится более тысячи детей по 25 специальностям, а учат по всем инструментам, входящим в партитуру симфонического оркестра, плюс народные, классы вокала и композиции. Конечно, школа гордится выпускниками, список которых мог бы занять отдельную брошюру. Но не только они составляют славу музыки и школы – есть великие оркестры, столь же известные, как и музыканты. И нет, наверное, оркестра без выпускников прокофьевской школы. А здесь сегодня три оркестра – симфонический, духовой и народных инструментов, причем все они профессиональны, поэтому и гастролировали в Англии и Италии.

В этой школе учились все, потому что это одна из старейших столичных школ. В нынешнем году ей исполняется 60.

Юбилей музыкальной школы дает повод задуматься о странностях истории и связи времен. Вряд ли тот, кто подписывал указ о ее организации в тридцать седьмом, мог оставить историю школы. Она берет себе имя Прокофьева в шестьдесят первом году, когда многие еще помнят ждановское постановление сорок восьмого года про сумбур вместо музыки, а потому при имени Прокофьева вздрагивают.

Еще раньше в школе начинают собирать все, что связано с именем Сергея Прокофьева. Сегодня в здешнем музее около двух тысяч экспонатов, в том числе и раритетных: личные вещи, переданные семьей, подарки музыкантов. Есть фотография Прокофьева с дарственной надписью Маяковскому, ее передала школе дочь поэта, попав на концерт учеников прокофьевской школы в Англии. Есть сделанный в 70-е скульптором Рукавишниковым бюст Галины Вишневской. По всем идеологическим законам он должен был исчезнуть. Так думала и сама Вишневская. Но после того, как Ростропович и Вишневская покинули родину, бюст оказался в школе, его прятали, но хранили, потому что это – история русской музыки. И дождались времени, когда имя Вишневской вновь стало “разрешенным”. Галина Павловна, увидев свой скульптурный портрет в школе, была потрясена. А в первые годы перестройки, когда разваливалось все, терялось в закоулках истории, школа сумела раздобыть записи балетов Прокофьева с великой Улановой. Теперь их могут видеть дети.

А к 100-летию композитора перед школой был установлен памятник Сергею Прокофьеву – первый и пока единственный в России памятник композитору XX столетия. На его открытии были сын Прокофьева и первая Джульетта – Галина Уланова, режиссер Борис Покровский, поставивший почти все оперы Прокофьева, и дети, которым предстоит играть Прокофьева, самого близкого к детству композитора. По сути вся жизнь ребенка проходит от “Пети и волка” к “Ромео и Джульетте” и дальше – к “Любви к трем апельсинам”. Так преодолевается хаос жизни и обретается гармония мира, рождается любовь и вместо сумбура звучит музыка.

Может быть, поэтому вокруг громадного здания из солнечного кирпича в переулке Басманной слободы всегда много детей. Одни спешат на занятия, другие просто гуляют… Из окон слышны пение, звуки скрипки, фортепиано, они сливаются со звоном колоколов окрестных церквей, гомоном детей, и лаем собак. Но в этом сумбуре есть музыка.

Маша ПАСТУХОВА,

Елена ШЕВЧЕНКО.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

РОК – ЭТО ИСКУССТВО
БОИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
“ЭТО ВСЕ, ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПОСЛЕ МЕНЯ”
РОД СТЮАРТ ВЫИГРАЛ У КРЕМЛЯ – 2:0
АКЦИОНЕРЫ “КОСМОС-ТВ” ЛОББИРУЮТ СВОИ ИНТЕРЕСЫ ЧЕРЕЗ ПОСЛА США КОЛЛИНЗА
АПЕЛЬСИНЫ ЗА”ЛЮБОВЬ К ТРЕМ АПЕЛЬСИНАМ”
ЗВУКОВАЯ ПАЛИТРА НОВОГО СВЕТА
ПРИШЕЛЬЦЫ ИЗ IX ВЕКА
СЛАВА НЕ ПОРТИТ СЛАВУ
РУССКО-АМЕРИКАНСКИЙ ДУЭТ
“СВЕТСКАЯ ЛЬВИЦА” ДРОНОВА ЖДЕТ РЕБЕНКА
“ПОСТЕЛЬ’97 ДОКАЗАЛА: СЕКС В РОССИИ ЕСТЬ


««« »»»