КРЕДИТ МВФ: СПАСЕНИЕ ИЛИ ОТСРОЧКА?

Радикал-реформаторы празднуют очередную “победу”. Завершены многотрудные переговоры с миссией Международного валютного фонда. Итог – согласие на предоставление России кредита на сумму 12,5 млрд долл. Общий же объем так называемой финансовой помощи Запада должен составить в 1998 – 1999 гг. 22,6 млрд долл. – именно на такую сумму и увеличится внешний долг России. Главным “триумфатором” в очередной раз объявлен Анатолий Чубайс. О возможных последствиях этого “триумфа” обозреватель “Социалистической России” беседует с президентом Фонда “Реформа” Мартином Шаккумом.

– Вчера был на пресс-конференции Чубайса. Такой победный вид у него в последний раз был, кажется, только после счастливого завершения истории с “коробкой из-под ксерокса”. Он заявил, что таких денег МВФ еще никогда никому не выделял. Что означает этот кредит для правительства – спасение или всего лишь “отсрочку смертного приговора”, как пишет “Независимая газета”?

– Правительство и лично г-н Чубайс, действительно, предприняли лихорадочные усилия по продлению своего пребывания у власти. Это правительство уже давно “приватизировано” олигархами, которые кровно заинтересованы в том, чтобы оно продержалось как можно дольше. Его курс вполне устраивает и международные финансовые организации. Каждый день продолжения нынешнего “либерального реформирования” – это многомиллиардные прибыли как для отечественных олигархов, так и для западных “инвесторов”. Операции с ценными бумагами на российском рынке приносят сегодня фантастические по западным меркам прибыли.

Что же касается “спасения” российской экономики… Нигде и никогда в новейшей истории не было примера, чтобы какая-либо страна преодолела экономический кризис исключительно благодаря помощи извне. Да и помощь России со стороны Запада никогда и не оказывалась – это чистой воды миф. На России Запад активно зарабатывал и продолжает зарабатывать деньги, обременяя ее все большим количеством долгов и одновременно навязывая свои условия, причем не только экономического, но и политического характера.

– Однако многие политики, в том числе и нынешний председатель Комитета по бюджету Государственной Думы, полагают, что другого способа выиграть время с тем, чтобы начать структурную перестройку экономики, просто нет.

– Как можно проводить структурные реформы в экономике при одновременном сокращении бюджета? Давайте посмотрим на успешные экономические реформы, осуществленные в ХХ веке, начиная с “нового курса” Рузвельта. Всякй раз переход экономики в новое, более совершенное состояние, сопровождался усилением роли государства. Поймите, я не говорю о мелочной опеке, об административном контроле за деятельностью каждого предприятия. Речь о другом. Каким образом государство в условиях рынка может воздействовать на идущие в стране экономические процессы? Прежде всего, через бюджет. Это та основа, на которой базируется вся деятельность государства. Если бюджет соизмерим с теми задачами, которое государство ставит перед собой – есть шанс на успех. Если нет – любые реформаторские начинания обречены. На период структурных преобразований увеличение бюджетных расходов жизненно необходимо.

– Позвольте, но, допустим, реформы Рональда Рейгана осуществлялись под флагом сокращения роли государства в экономике. И на его опыт зачастую ссылаются отечественные реформаторы.

– На самом деле при Рейгане объем федерального бюджета постоянно возрастал – с 699 миллиардов долларов в 1980 году до 859 миллиардов долларов в 1987 году. А сегодня бюджет США – более 1 триллиона долларов.

В России же на сегодняшний день день запланированные доходы в бюджет составляют всего 520 миллиардов рублей – примерно 80 миллиардов долларов. Но в действительности по доходам этот бюджет выполняется только наполовину. Из этой половины, в свою очередь, больше 50 процентов идет на обслуживание внешней и внутренней задолженности. Уже в следующем году стоимость обслуживания внешнего долга должна была резко возрасти – этот факт признается и в правительственной антикризисной программе.

Теперь, с получением новых займов, она станет для российской экономики просто неподъемной. Сложилась КАЧЕСТВЕННО НОВАЯ ситуация, когда кредиты даже не проедаются, а просто уходят на погашение процентов по ранее взятым займам. И чем больше средств уходит из бюджета на обслуживание задолженности – тем меньше расходы на здравоохранение, образование, науку, культуру, социальные выплаты, борьбу с преступностью, поддержание в боеспособном состоянии Вооруженных Сил. То есть зависимость здесь такая: чем больше берем в долг – тем хуже живем. Таким образом, “победа” правительства и лично г-на Чубайса оборачивается катастрофой для страны и ее граждан.

– Совсем недавно мне пришлось проехать по БАМу, посетить его “столицу” – город Тынду, побывать на предприятиях и месторождениях. Везде одна и та же картина: несмотря на подчас героические усилия местных властей, останавливаются заводы, прекращается добыча полезных ископаемых, зарастают бурьяном сельскохозяйственные угодья. Безрадостное зрелище. Все надежды на то, что какой-то там частный капитал станет вкладывать средства в освоение северных территорий, оказались иллюзорными. А государство просто махнуло рукой на эти регионы – у него нет средств.

– Никакой частный капитал и не будет инвестировать средства, необходимые для содержания гигантской инфраструктуры в условиях Севера. Я, кстати, не раз задавал идеологам либерального реформирования по рецептам МВФ вопрос: почему ни одно государство третьего мира не находится на северных широтах?

– Почему же?

– Да потому, что экономические модели МВФ могут как-то работать только в странах с теплым и жарким климатом, где не требуется гигантских капиталовложений в системы энерго – и теплоснабжения. Огромная часть населения живет там в бараках, хижинах, где нет ни теплой воды, ни канализации, ни электричества. Ну, может быть, в таких условиях и можно как-то просуществовать в тени манговых деревьев, особенно если плоды манго падают прямо в рот. Но вот в Тынде, где Вы побывали, таким образом не перезимуешь. Между тем мы не только не создаем новой инфраструктуры, но и не обновляем старую. Изнашиваются котлы, турбины, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации. Мы, действительно, покидаем ранее освоенные территории, сворачивая производство в градообразующих предприятиях, оставляя города на Крайнем Севере, уступая ранее плодородные почвы пустыне.

Территория России – 17 миллионов квадратных километров плюс 10 миллионов квадратных километров морской экономической зоны. Для сравнения – территория США – 10 миллионов квадратных километров. И затраты на содержание инфраструктуры – дорог, систем жизнеобеспечения должны быть сопоставимыми. Понятно, что в России они могут быть несколько меньше – мы привыкли экономить на всем. Но не в десятки же раз!

– Мне, признаться, понятно, что “лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным” и что лучше иметь большой и растущий бюджет, чем маленький и сокращающийся. Вопрос в другом: где взять средства? Куда ни пойди, везде мы слышим песню “механического попугая” г-на Лившица: “Денег нет”.

– Их и не будет до тех пор, пока мы не осознаем: чисто рыночными, либеральными методами вывести российскую экономику из “штопора” уже невозможно. Все попытки, которые предпринимает правительство в этом направлении, не просто бесполезны. Они вредны. Основная проблема – мы ничего не создаем. Мы уже практически “проели” социалистический запас прочности (а он, к удивлению многих, оказался огромным), теперь мы проедаем будущее.

Если бы президент и правительство действительно думали о судьбах России, им следовало бы немедленно прекратить все разговоры о “стабилизации” и публично признать, что Россия ввергнута в кризис, размеры и последствия которого наше общество еще не осознало в полной мере. Ситуация чрезвычайная. И меры по преодолению этого кризиса на первых порах с неизбежностью должны носить ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ характер. Это и государственная монополия внешней торговли, и монополия на продажу стратегически важных для выживания населения товаров, и реструктуризация внутреннего долга.

Основным инструментом преодоления кризиса могут быть только крупномасштабные целевые федеральные программы. Прежде всего, это программы по наведению государственного порядка в сфере экономике, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Тотальная криминализация общества, необычайная по размаху и разрастанию коррупция – вот главный камень преткновения на путях выхода из кризиса.

Ни одно общество не преодолевало кризис за счет сокращения производительных сил, банкротств, ликвидации предприятий и роста безработицы. Напротив, возрождение всегда сопровождается мобилизацией всех имеющихся ресурсов. Необходима немедленная реализация государственных программ по борьбе с безработицей. Напомню, что первым шагом “нового курса” президента Рузвельта была широкая программа государственного трудоустройства, создания рабочих мест для тех, кто способен и хочет трудиться. В каждом регионе возможно создание нескольких тысяч малых предприятий, которые обеспечат производство продуктов питания и товаров первой необходимости. В перспективе такие предприятия будут способствовать формированию среднего класса. Об этом много говорят в правительственных кругах, однако на практике все действия правительства направлены на “ублажение” олигархов.

В основе же долгосрочной стратегии должен лежать качественный рост российской экономики. Не рост за счет того, что вырастет “само собой” (вроде роста строительства дачных домиков или производства автопокрышек, чем так любит хвастаться зампред Центробанка и один из идеологов нынешнего курса г-н Алексашенко), а рост на основе новейших достижений науки и технологии. Важно понять: никакая равномерная индустриализация в России уже невозможна, она обойдется в триллионы долларов, которых у страны нет. Речь может идти только о “технологических прорывах” на ключевых направлениях научно-технического прогресса. Прогресс этот не осуществляется сам собой, во всем мире важнейшие научные и технические разработки планируются. Пока же российское правительство и не помышляет об этом, занимаясь латанием бюджетных дыр на “тришкином кафтане” российской экономики (как сказал об этом сам президент Ельцин).

– Ну а если правительство так и не “возьмется за ум”?

– Год назад мне уже приходилось говорить, что в случае продолжения нынешнего курса может произойти “откат назад”, причем даже независимо от того, какие силы окажутся у власти. Это касается, прежде всего, такого показателя, как внутренняя конвертация рубля. Если это произойдет, страна вернется к ситуации 1991 года, но в значительно худших условиях – без золотовалютных запасов. В этом случае товары с прилавков магазинов будут “сметены” в несколько дней. А это неизбежно повлечет за собой утрату многого из того, что мы называем “демократическими завоеваниями”. Еще раз повторю: “рыночники” и “демократы” своими руками хоронят рынок и демократию. Винить им некого, кроме самих себя.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Большая китайская игра Билла Клинтона
Ты себя любишь: лепишь, творишь, молюешь
А у нас “рыбный” день
Наши достижения –
СПАССКИЕ ВИЛЫ
Образовалось молодежное крыло регионального отделения СНПР
Грозовое лето
Серьезные намерения
Научно-теоретическая конференция
БАСТУЮТ ВСЕ!
Избрал ты дядю сердцем пылким, Теперь сиди, чеши в затылке: Он пустит по миру народ, Но сам в отставку – не пойдет!
От домостроя к равноправию в общем Доме
Новый руководитель регионального отделения СНПР
Как объединить Россию?
Наращивание социальных акций
ВПЕРЕДИ 80-ЛЕТИЕ КОМСОМОЛА


««« »»»