Танец, будоражащий кровь

21 сентября открывает 75-й концертный сезон самый знаменитый хореографический коллектив в мире – Ансамбль народного танца имени И.А.Моисеева. Будет показан один из шедевров «моисеевцев» – одноактный балет «Половецкие пляски».

До Русских балетных сезонов в Париже «Половецкие пляски» были лишь фрагментом в опере Бородина «Князь Игорь». И только в мае 1909 года великий русский балетмейстер Михаил Фокин создал полноценный спектакль в завораживающих декорациях Николая Рериха. Но Игорь Моисеев создал свою, неповторимую версию «Половецких плясок». Ее премьера состоялась сорок лет назад во Дворце спорта у Версальских ворот в Париже. В тот вечер в зале присутствовали те, кто видел постановку Фокина. И по всеобщему признанию, новый балет превзошел постановку Дягилевских сезонов.

Надо признать, что в XX веке Моисеев был самой заметной фигурой в мире балета. Он выпускал балеты в Большом театре, сорок пять лет назад создал Хореографический концертный ансамбль СССР, открыл новых талантливых танцовщиков, среди которых Александр Годунов. Им поставлено более трехсот композиций для своего ансамбля.

Создавал он его в тяжелые для страны времена, когда началась «сталинская чистка». Как-то на одном из ночных кремлевских концертов его остановил Сталин: «Почему балетмейстер грустный?». Игорь Александрович со свойственной ему прямотой ответил: «А к чему быть веселым? Ведь мы репетируем на лестничной клетке». И Сталин выделил целый этаж в только что открытом Концертном зале имени П.И.Чайковского.

Моисеев никогда не пресмыкался перед сильными мира сего. Таким уж он уродился. Появившись на свет 21 января 1906 года, он с детских лет впитал в себя родную песню и танец. Они с отцом много путешествовали, и юный Игорь впитывал в себя всю самобытность народной культуры. И хотя свой путь в искусстве он начинал как классический танцовщик, свое призвание нашел в народном танце. Но Игорь Александрович перенес на сцену не тот танец, который исполняют на деревенских посиделках. Он обогатил его элементами классического и характерного танцев. И в результате этого художественного эксперимента родился новый вид хореографии – «Танец Моисеева». Ему аплодировали на всех континентах, где проходили гастроли коллектива. «Мы не выступали только в Антрактиде», – шутя признавался Мастер.

Событием мирового масштаба стал концерт 21 января 2006 года в Кремлевском Дворце. Это был итог долгой и счастливой жизни в искусстве. В своей труппе Игорь Александрович не был ни диктатором, ни хирургом, ни попечителем талантов. Он был хозяином. Умел сделать так, чтобы артисты смогли почувствовать на себе его хореографическое кредо: «Пляска – мышечная радость, будоражащая кровь». Естественно, что Моисеев был удостоен всех наград СССР и России: народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, трех Сталинских, Государственных премий СССР, РСФСР и РФ, многократный орденоносец. Кроме того, у него высшие награды десятков различных государств. А еще он был счастлив в своей семье.

Моисеев продолжается и сегодня в созданном им ансамбле. Помнят Игоря Александровича и те, кому посчастливилось видеть его на репетициях или внимательно смотрящим выступления своих артистов. Так получилось, что в течение нескольких сезонов мы с фотокорреспондентом Александром Астафьевым были свидетелями рождения чуда, имя которому «Танец Моисеева». Перед нашими глазами хореограф создавал такие спектакли, как «Вечер в таверне», «Золотая рыбка», «Еврейская сюита». И сегодня, когда я прихожу на концерты Ансамбля Игоря Моисеева, снова вижу танец, будоражащий кровь.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Йоко Оно против «Леннон-бара»
Рок-излучение добра
Агент Ее Величества
Концерт украинской группы «Океан Эльзы»…
Еще три международных приза
Дабстеп-идол в Москве
Музыкальный букет голосов
Табу на «битлов»
Юлиан Семенов на Западе
Ночь нужна
Фанковая империя Паркера
Зазвучавший немой
Иоаннова «Доктрина»
Шалости в формате 3D


««« »»»