Белые Столбы – 2010

В Госфильмофонде России прошел традиционный кинофестиваль архивного кино “Белые Столбы-2010″. Это был уже четырнадцатый киносмотр, который давно закрекомендовал себя одним из самых значительных явлений в мире кино и культурной жизни страны.

Конечно же, “пишущая братия” была рада встрече с теми, кто делает кино: режиссерами, операторами и продюсерами. Мы вновь беседовали, спорили, обсуждали проблемы с профессионалами в области кино – историками, киноведами и кинокритиками. Но в рабочей суете не забыли и о юбилее – от души поздравляем с 70-летием президента фестиваля Владимира Дмитриева, выдающегося киноведа и историка мирового кино, первого заместителя генерального директора Госфильмофонда России. Это удивительный человек, которого по праву считают душой киносмотра “Белые Столбы”.

– Владимир Юрьевич, немного подробнее расскажите, пожалуйста, о фестивале этого года.

– Четырнадцать лет – это серьезный срок, и хотя наша большая и непрерывно пополняемая коллекция дает возможность еще не один год включать в программу малоизвестные или практически неизвестные фильмы, время для определенных реформ настало. А иначе мы рискуем превратиться не в консервативное (это как раз изначально заложено в фестивальной концепции), а в скучное, рутинное мероприятие, понемногу теряющее не без трудностей завоеванный престиж. Изменения, к которым мы не без опаски приступаем, коснулся разных сторон нашей деятельности – от административной до творческой.

– Можно о творческих изменениях?

– В частности, нам бы хотелось значительно больше, чем раньше, уделять времени и места чисто архивным показам, нашей работе по реставрации и восстановлению фильмов. К нашему великому счастью, у нас наконец-то появились технические возможности для того, чтобы работать на самом высоком мировом уровне.

– А чем, по-вашему, “Белые Столбы” отличаются от других киносмотров?

– Наш фестиваль – это не место, где бытует деление на кланы. У нас бессмысленны и вредные любые попытки политизировать ситуацию и тем более отлучать от искусства тех, кто профессионально работает, исходя из творческих принципов, далеких от принципов другого художника. Я тысячный раз вспоминаю слова знаменитого Анри Ланглуа, одного из основателей французской синематики: “Все фильмы рождаются свободными и равными”. Надо стараться, хоть и сложно, следовать этому завету.

– Как бы вы сформулировали главную задачу Госфильмофонда России на ближайшие годы?

– Создать подлинную историю отечественного кино, которой у нас нет. Ведь мы столько “намудрили” с нашей киноисторией (переозвучка, сокращение, монтаж), что многие фильмы уже не похожи на те ленты, какими их задумали создатели.

* * *

К чести Госфильмофонда надо сказать, что эта работа уже проводится. Так, мы впервые увидели на экране две картины Ефима Дзигана, которые так и не вышли на экран – “Первая конная” (1941) и “На севере, на юге, на востоке, на западе”, фильм первый “Всегда начеку” (1972 – 1973). Работы самого “советского” режиссера, снявшего знаменитую ленту “Мы из Кронштадта”, по разным причинам так и не дошли до зрителя. Госфильмофонд сделал свое дело: восстановил и показал фильмы в программе “Запрещенный Ефим Дзиган”.

Особые слова хочется сказать о цикле “In memoriam”, посвященном ушедшим от нас выдающимся мастерам отечественной культуры и их зарубежным коллегам в прошедшем году. Мы вспомнили Ивана Дыховчиного, Вячеслава Тихонова, Исаака Шварца, Олега Янковского. Не могу обойти вниманием еще три работы этого цикла.

Первая – “Путешествие” (новелла “На полпути к Луне”), снятая Джеммой Фирсовой по сценарию Василия Аксенова (1932 – 2009). Вторая лента “Уран” Клода Берри (1934 – 2009), который, несомненно, был кинематографистом-универсалом: он и режиссер, и сценарист, и актер, и продюсер. В этой драме по одноименному роману Марселя Эме рассказывается о послевоенной Франции, когда шла борьба с теми, кто в годы войны сотрудничал с фашистами. В фильме много интересных актерских работ, но, несомненно, самых высоких похвал достойны Жерар Депардье и Филипп Нуаре.

И третий фильм – “Сад Финци – Контини”, одним из авторов сценария которого был знаменитый Туллио Пинелли (1908 – 2009). В столетнем возрасте ушел из жизни последний из главных создателей киношедевра “Сладкая жизнь”. Пинелли работал со многими режиссерами: Пьетро Джерми, Джузеппе Де Сантис, Дино Риза, Лилиана Кавани, Федерико Феллини. “Сад Финци – Контини” – совместная картина драматурга и Витторио Де Сика, удостоенная “Золотого Медведя” Берлинского кинофестиваля и “Оскара” за лучший иностранный фильм. В этой антифашистской драме во всей мощи своего дарования предстала великолепная Доминик Санда. Именно после показа этой картины начнется мировая слава актрисы, которая продолжится в таких киношедеврах, как “Конформист”, “Песнь о Роланде”, “XX век”, “Завещание Ферамонти” (“Золотая пальмовая ветвь” в Каннах за лучшую женскую роль), “Семейный портрет в интерьере”…

Понятно, что тема борьбы с фашизмом, Второй мировой войны и Великой Отечественной войны в год 65-летия Победы не могла не отразиться на программе фестиваля. Ретроспектива будет продолжаться семь фестивальных лет. В этом году цикл назывался “1940-й: второй год великой войны”.

Не мог фестиваль не отметить и 150-летие А.П.Чехова. В этом цикле мы увидели работы родственников великого писателя, носящих эту великую фамилию: Михаила, Ольги, Веры, Ады Чеховых, а в документальной ленте “Записные книжки А.П.Чехова” (1954) с экране говорили сестра Антона Павловича – Мария Павловна и жена – актриса МХАТ Ольга Леонардовна Книппер-Чехова.

Живейший интерес, как всегда, вызвал цикл “Великие столетия”, который был посвящен Жану-Луи Барро, Эйбрахэму Полонски, Луизе Райнер, Карелу Земану, Геннадию Казанскому, Курту Хоффману, Карлу Клушанскому, Максиму Мунзуку и Акире Куросаве.

Понимаю, что нельзя объять необъятное, обо всем не расскажешь. Поэтому нам остается ждать следующего, юбилейного фестиваля архивного кино “Белые Столбы”.

Владимир ВАХРАМОВ,

наш специальный корреспондент.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Остановивший время
Чичваркин vs Собчак
Временно отстранен
Неизвестное известное кино
Маленький шедевр Оливии Лихтенштейн
Scooter в Москве!
Мысли о смысле
Однокамерники
Олимпийский Перси


««« »»»