В Госфильмофонде России прошел традиционный кинофестиваль архивного кино “Белые Столбы-2010″. Это был уже четырнадцатый киносмотр, который давно закрекомендовал себя одним из самых значительных явлений в мире кино и культурной жизни страны.
Конечно же, “пишущая братия” была рада встрече с теми, кто делает кино: режиссерами, операторами и продюсерами. Мы вновь беседовали, спорили, обсуждали проблемы с профессионалами в области кино – историками, киноведами и кинокритиками. Но в рабочей суете не забыли и о юбилее – от души поздравляем с 70-летием президента фестиваля Владимира Дмитриева, выдающегося киноведа и историка мирового кино, первого заместителя генерального директора Госфильмофонда России. Это удивительный человек, которого по праву считают душой киносмотра “Белые Столбы”.
– Владимир Юрьевич, немного подробнее расскажите, пожалуйста, о фестивале этого года.
– Четырнадцать лет – это серьезный срок, и хотя наша большая и непрерывно пополняемая коллекция дает возможность еще не один год включать в программу малоизвестные или практически неизвестные фильмы, время для определенных реформ настало. А иначе мы рискуем превратиться не в консервативное (это как раз изначально заложено в фестивальной концепции), а в скучное, рутинное мероприятие, понемногу теряющее не без трудностей завоеванный престиж. Изменения, к которым мы не без опаски приступаем, коснулся разных сторон нашей деятельности – от административной до творческой.
– Можно о творческих изменениях?
– В частности, нам бы хотелось значительно больше, чем раньше, уделять времени и места чисто архивным показам, нашей работе по реставрации и восстановлению фильмов. К нашему великому счастью, у нас наконец-то появились технические возможности для того, чтобы работать на самом высоком мировом уровне.
– А чем, по-вашему, “Белые Столбы” отличаются от других киносмотров?
– Наш фестиваль – это не место, где бытует деление на кланы. У нас бессмысленны и вредные любые попытки политизировать ситуацию и тем более отлучать от искусства тех, кто профессионально работает, исходя из творческих принципов, далеких от принципов другого художника. Я тысячный раз вспоминаю слова знаменитого Анри Ланглуа, одного из основателей французской синематики: “Все фильмы рождаются свободными и равными”. Надо стараться, хоть и сложно, следовать этому завету.
– Как бы вы сформулировали главную задачу Госфильмофонда России на ближайшие годы?
– Создать подлинную историю отечественного кино, которой у нас нет. Ведь мы столько “намудрили” с нашей киноисторией (переозвучка, сокращение, монтаж), что многие фильмы уже не похожи на те ленты, какими их задумали создатели.
* * *
К чести Госфильмофонда надо сказать, что эта работа уже проводится. Так, мы впервые увидели на экране две картины Ефима Дзигана, которые так и не вышли на экран – “Первая конная” (1941) и “На севере, на юге, на востоке, на западе”, фильм первый “Всегда начеку” (1972 – 1973). Работы самого “советского” режиссера, снявшего знаменитую ленту “Мы из Кронштадта”, по разным причинам так и не дошли до зрителя. Госфильмофонд сделал свое дело: восстановил и показал фильмы в программе “Запрещенный Ефим Дзиган”.
Особые слова хочется сказать о цикле “In memoriam”, посвященном ушедшим от нас выдающимся мастерам отечественной культуры и их зарубежным коллегам в прошедшем году. Мы вспомнили Ивана Дыховчиного, Вячеслава Тихонова, Исаака Шварца, Олега Янковского. Не могу обойти вниманием еще три работы этого цикла.
Первая – “Путешествие” (новелла “На полпути к Луне”), снятая Джеммой Фирсовой по сценарию Василия Аксенова (1932 – 2009). Вторая лента “Уран” Клода Берри (1934 – 2009), который, несомненно, был кинематографистом-универсалом: он и режиссер, и сценарист, и актер, и продюсер. В этой драме по одноименному роману Марселя Эме рассказывается о послевоенной Франции, когда шла борьба с теми, кто в годы войны сотрудничал с фашистами. В фильме много интересных актерских работ, но, несомненно, самых высоких похвал достойны Жерар Депардье и Филипп Нуаре.
И третий фильм – “Сад Финци – Контини”, одним из авторов сценария которого был знаменитый Туллио Пинелли (1908 – 2009). В столетнем возрасте ушел из жизни последний из главных создателей киношедевра “Сладкая жизнь”. Пинелли работал со многими режиссерами: Пьетро Джерми, Джузеппе Де Сантис, Дино Риза, Лилиана Кавани, Федерико Феллини. “Сад Финци – Контини” – совместная картина драматурга и Витторио Де Сика, удостоенная “Золотого Медведя” Берлинского кинофестиваля и “Оскара” за лучший иностранный фильм. В этой антифашистской драме во всей мощи своего дарования предстала великолепная Доминик Санда. Именно после показа этой картины начнется мировая слава актрисы, которая продолжится в таких киношедеврах, как “Конформист”, “Песнь о Роланде”, “XX век”, “Завещание Ферамонти” (“Золотая пальмовая ветвь” в Каннах за лучшую женскую роль), “Семейный портрет в интерьере”…
Понятно, что тема борьбы с фашизмом, Второй мировой войны и Великой Отечественной войны в год 65-летия Победы не могла не отразиться на программе фестиваля. Ретроспектива будет продолжаться семь фестивальных лет. В этом году цикл назывался “1940-й: второй год великой войны”.
Не мог фестиваль не отметить и 150-летие А.П.Чехова. В этом цикле мы увидели работы родственников великого писателя, носящих эту великую фамилию: Михаила, Ольги, Веры, Ады Чеховых, а в документальной ленте “Записные книжки А.П.Чехова” (1954) с экране говорили сестра Антона Павловича – Мария Павловна и жена – актриса МХАТ Ольга Леонардовна Книппер-Чехова.
Живейший интерес, как всегда, вызвал цикл “Великие столетия”, который был посвящен Жану-Луи Барро, Эйбрахэму Полонски, Луизе Райнер, Карелу Земану, Геннадию Казанскому, Курту Хоффману, Карлу Клушанскому, Максиму Мунзуку и Акире Куросаве.
Понимаю, что нельзя объять необъятное, обо всем не расскажешь. Поэтому нам остается ждать следующего, юбилейного фестиваля архивного кино “Белые Столбы”.
Владимир ВАХРАМОВ,
наш специальный корреспондент.