Неизвестное известное кино

В государственном театральном музее имени А.Бахрушина с успехом прошла ретроспектива фильмов режиссера, народного художника России Бориса Бланка. В программе были показаны не только семь фильмов мастера, но состоялось обсуждение экранных работ, встречи с актерами, снявшимися в его картинах.

Фильмы Бланка – это кинематографический взгляд не театральную драматургию, оперу и балет. Он – сторонник театра и кинематографа глубинного психологизма в сочетании с богатейшим визуальным рисунком. Режиссерское кредо художника – живой академизм.

Бланк закончил художественный факультет ВГИКа, готовящий художников-постановщиков. Борис оформлял спектакль по пьесе Б.Брехта “Добрый человек из Сезуана” в Театре на Таганке, который стал звездным стартом легендарного театра. В это же время Бланк дебютирует художником-постановщиком на картине Э.Климова “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен”. Через год Климов и Бланк сделают интересный фильм “Похождения зубного врача”. Борис с увлечением работает в Театре им. Моссовета, “Современнике”, Малом театре, в Театре им. Н.В.Гоголя и многих других. Не отказывается он и от предложений в провинции, затем оформляет спектакли в Брно, Софии, Магдебурге. Но Бориса всегда тянуло на съемочную площадку. Как художник-постановщик он работает в таких фильмах: “Розыгрыш”, “Дядюшкин сон”, “Человек на своем месте”, начинал с Климовым работу над “Агонией”, но съемки в силу известных причин останавливались.

Сегодня в активе режиссера Б.Бланка более десяти картин. В картине “Карьера Артура Уи” по Брехту все совершенно – визуальный и музыкальный ряд, актерские работы Гафта, Майоровой, Невинного и Филиппенко. Весьма интересным и убедительным оказался фильм “Смерть Тапрова”. Впрочем, это можно сказать и о картине “Грех”, снятой по пьесе М.Горького “Старик”. Здесь блистательны и логически точны Ирина Алферова, Мария Аронова, Юозас Будрайтис, Александр Панкратов-Черный. “Кремлевские тайны  XVI века” – это прежде всего кинобенефис Алексея Жаркова, сыгравшего Ивана Грозного. “Месть шута”, сделанная по мотивам оперы Д.Верди “Риголетто” с участием А.Домогарова, К.Кавсадзе, Б.Моисеева, И.Отиевой, В.Разбегаева, тоже получилась весьма оригинальной лентой. Завершил ретроспективу фильм “Прости, народ”. Это видеоверсия одноименного балета Р.Щедрина в хореографии В.Шкилько. Разумеется, пластика и хореография придуманы балетмейстером, но в слиянии с великолепными декорациями и изысканной режиссурой это сделало из фильма, как говорится, конфетку.

Только вот жаль, что зрители практически не видят эти фильмы – в прокате их нет. Почему? – возникает естественный вопрос. Ответ один: коммерциализация искусства. Можно ли с этим бороться? Да. Делая кино, которое своим уровнем сразу бы обесценивало “псевдятину” (так метко сегодня называют массовую культуру, заполнившую экран). Поэтому мне близок кинематограф Бланка, который не является развлекательным шоу. Это серьезное искусство, необычайно востребованное в Европе. Русскую публику постепенно приучают к такому зрелищу, когда можно сидеть перед экраном с ведром попкорна и жевать-жевать… Бланк пытается эту ситуацию изменить. По его мнению, кинематограф в России всегда был больше, чем сфера обслуживания. На вопрос, чем режиссер думает заниматься в ближайшее время, Б.Б. ответил, что ищет деньги, чтобы поставить фильм по пьесе Горького “Зыковы”.

Владимир ВАХРАМОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Scooter в Москве!
Остановивший время
Чичваркин vs Собчак
Белые Столбы – 2010
Временно отстранен
Маленький шедевр Оливии Лихтенштейн
Мысли о смысле
Однокамерники
Олимпийский Перси


««« »»»