Название фильма «Серьезный человек» говорит само за себя. Это человек, который сильно отличается от подавляющего большинства средних обывателей.
1967 год. Профессор математики Лари Гопник (номинант на «Тони» Майкл Сталберг), определенно серьезен во всем, что делает. Он послушен законам своей страны, законам совести, укладу еврейской общины, в которой состоит. Казалось бы, что в этом такого? Вокруг целый городок таких же послушных, живущих в домиках-близнецах с одинаковыми газонами и верандами. Все ходят в одну и ту же церковь, отправляют детей в школу на одном автобусе, да и по работе большинство из них так или иначе пересекаются. Особенность Лари в том, что его серьезность – не фасад привычного лицемерия, а самое искренние желание быть честным и понимающим с любым из ближних. Однако, вопреки всякой здоровой логике, ближние, мягко говоря, не отвечают взаимностью. Слово «серьезный» в контексте фильма можно было бы без ущерба заменить на «патологически добрый». Жизнь такого человека похожа на непрерывный кошмар, который не поддается описанию. Окружающие говорят правильные слова, но озабочены только своими проблемами, а на беднягу Ларри обрушиваются проблемы всех, кому не лень его загрузить. Его жена Джудит (Сари Ленник), поселившая в доме свою новую любовь Сая Эйблмана (Фред Меламед) сначала требует развода, оформленного по всем правилам еврейской общины, что само по себе непросто, а потом и вовсе выселяет мужа из дома. Дети воруют деньги, а беспечный брат-бездельник Артур (Ричард Кайнд), живущий за счет Лари, отнял у него даже кровать, вынуждая спать на раскладушке. Начальство профессора начинает получать анонимные письма, что ставит под угрозу продление контракта. Один из студентов-выпускников пытается подкупить его в надежде получить удовлетворительную отметку, одновременно угрожая подать на него в суд за клевету. А дома привлекательная соседка, терзает душу Ларри, загорая обнаженной.
Доведенный до отчаяния Лари пытается получить совет у трех раввинов разного ранга, чем только усугубляет ситуацию. Раввины лишь улыбаются и рассказывают малопонятные байки. Тренированный логическими упражнениями ум математика снова терпит поражение.
Некоторый просвет в сознании героя наступает только после трубки марихуаны, выкуренной первый раз в жизни под влиянием сексапильной соседки. Правда, разъяснить смысл понятого Лари уже не смог, зато лицо его светилось счастливой улыбкой. Да и нужен ли он кому-то, этот смысл?
Несмотря на явный гротеск, утрирующий отрицательные стороны вредной натуры человека, любой может узнать в фильме нечто до боли знакомое. Только воспринимается история вполне комедийно и невезучий преподаватель колледжа вызывает больше смеха, чем сочувствия.
СПРАВКА
Фильм номинирован на премию «Оскар» в категориях «Лучший фильм» и «Лучший оригинальный сценарий». Имеет 7 призов и 26 номинаций на различных фестивалях, в том числе отмечен Национальным советом кинокритиков США за лучший оригинальный сценарий и включен в десятку лучших кинолент 2009 года.
Режиссеры: Этан и Джоэл Коэны
В ролях: Майкл Сталберг, Сари Ленник
Выход в российский прокат – 25 февраля 2010 г.
СПРАВКА
Джоэл Коэн (режиссер / сценарист / продюсер)
В 2001 году на Международном каннском кинофестивале Джоэл Коэн был назван Лучшим режиссером за работу над проектом «Человек, которого не было», что повторило его успех 1991 года, когда на том же самом кинофестивале его чествовали, как Лучшего режиссера за создание картины «Бартон Финк». Кинолента «Фарго» 1996-го года принесла Джоэлу награду Нью-йоркского общества кинокритиков в номинации «Лучший режиссер», а также награды Американской федерации «National Board of Review» и Британской киноакадемии. Сценарий же «Фарго», написанный Джоэлом совместно с братом Этаном, был отмечен «Оскаром» в номинации «Лучший оригинальный сценарий».
Еще один сценарий, на этот раз к проекту «О, где же ты, брат?», также созданный вместе с Этаном, удостоился номинации на награды Британской и Американской киноакадемий в категории «Лучший адаптированный сценарий». Среди других картин, поставленных и написанных совместно с братом Этаном, следует отметить следующие: «Невыносимая жестокость», «Большой Лебовски», «Подручный Хадсакера», «Перекресток Миллера», «Воспитывая Аризону», «Просто кровь».
Вместе с Этаном он срежиссировал и написал сценарий комедии 2004 года «Игры джентльменов». Триллер Джоэла и Этана Коэнов по одноименному роману Кормака Маккарти «Старикам тут не место» принес братьям череду наград: приз Гильдии американских кинорежиссеров, Британской киноакадемии, ряд «Оскаров» (среди прочего за «Лучший фильм» и «Лучший адаптированный сценарий»); «Золотой глобус» за «Лучший сценарий»; а также награду Нью-йоркского общества кинокритиков в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий».
Одна из последних картин братьев Коэнов «После прочтения сжечь» номинировалась на награды Британской киноакадемии и Гильдии американских сценаристов за «Лучший оригинальный сценарий».
СПРАВКА
Этан Коэн (режиссер / сценарист / продюсер)
Этан Коэн спродюсировал и совместно со своим братом Джоэлом написал сценарии таких успешных проектов, как: «Перекресток Миллера»; «Бартон Финк», который в 1991 году завоевал не только «Золотую пальмовую ветвь» и награду за «Лучшую режиссуру» на Международном каннском кинофестивале, но и принес приз Джону Туртурро как «Лучшему актеру»; «О, где же ты, брат?», выдвигавшийся на две номинации «Оскара», пять наград Британской киноакадемии и два «Золотых глобуса», один из которых остался у фильма.
В 1996 году кинолента «Фарго», спродюсированная и написанная вместе с Джоэлом, выдвигалась на семь номинаций на «Оскар», победив в двух, включая «Лучший оригинальный сценарий». Среди других картин, поставленных и написанных совместно с братом Джоэлом, следует отметить следующие: «Просто кровь», «Воспитывая Аризону», «Подручный Хадсакера», «Большой Лебовски», «Человек, которого не было» и «Невыносимая жестокость».
Вместе с Джоэлом он срежиссировал и написал сценарий комедии 2004 года «Игры джентльменов». Триллер Джоэла и Этана Коэнов по одноименному роману Кормака Маккарти «Старикам тут не место» принес братьям череду наград: приз Гильдии американских кинорежиссеров, Британской киноакадемии, ряд «Оскаров» (среди прочего за «Лучший фильм» и «Лучший адаптированный сценарий»); «Золотой глобус» за «Лучший сценарий», награду Нью-йоркского общества кинокритиков в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий».
Одна из последних картин братьев Коэнов «После прочтения сжечь» номинировалась на награды Британской киноакадемии и Гильдии американских сценаристов за «Лучший оригинальный сценарий».