Фестиваль «Санденс» (букв. «Солнечный танец») – один из самых влиятельных смотров независимого кино США, а в последние годы – и всего мира. Основанный почти три десятилетия назад Робертом Редфордом (исполнителем роли «Санденс Кида» в культовом «вестерне» «Буч Кэссиди и Санденс Кид»), фестиваль и Институт «Санденс» были призваны стать местом встречи начинающих кинематографистов и их менторов – мастеров экрана. В начале нынешнего века многим (в том числе и автору этих строк) казалось, что фестиваль выходит из-под контроля – его растущая популярность приводит к преобладающему значению светских мероприятий и звезд, вытесняющих творчество и начинающих кинематографистов.
Спасибо кризису, в нынешнем году фестиваль обрел прежние очертания. Его лозунгами стали возвращение к истокам – в англоязычном варианте – к корням, и призыв «Бунтуйте!», пронизывающий все рекламные материалы.
Уже на вступительной пресс-конференции Редфорд и новый директор фестиваля Джон Купер дружно подчеркивали, что они приветствуют уход «торгующих варягов» (так можно перевести формулировку Редфорда «ambush marketers»), которые использовали популярность фестиваля для рекламы своих товаров, взвинтили цены на жилье и привозили своих клиентов, чтобы те могли погулять на вечеринках и поглазеть на Пэрис Хилтон вместо того, чтобы смотреть фильмы. Теперь, когда свободных денег стало меньше, такого рода маркетинга на фестивале не стало. Он вновь стал скромным и деловым, бунтующим против кинематографического «истеблишмента». На вопрос журналиста «А зачем вы их вообще пускали на фестиваль?» Редфорд, пожав плечами, ответил:
– А что мы могли сделать? Мы все-таки живем в свободной стране.
Руководителей фестиваля, естественно, спросили, не связаны ли перемены с уходом с поста директора Джеффри Гилмора, который стал художественным руководителем молодого конкурента «Санденса» – фестиваля «Трайбека» в Нью-Йорке, основанного Робертом Де Ниро для культурной реабилитации района обрушившихся башен. Ответ был дипломатичным:
– Мы благодарны Гилмору за его огромный вклад и разошлись по взаимной договоренности.
Купер долгие годы работал заместителем Гилмора и будет продолжать его дело. Теперь он смелее сможет реализовывать свои замыслы, подчеркнул пожилой «Санденс Кид».
Принципиальным нововведением стало расширение географических границ фестиваля. Он проходит в традиционной обители мормонов – штате Юта: основные показы и события в лыжном курортном городке Парк-сити, официальное открытие и часть кинотеатральной программы – в столице штата Солт-Лейк-сити, отдельные мероприятия собственно в Санденсе, где находится постоянно действующий институт «Санденс» – центр подготовки молодых кинематографистов не только из США, но и из многих других стран. В нынешнем году, помимо соседнего Огдена, фестиваль «Санденс» был дополнен выездной однодневной презентацией программы в восьми городах США. И это только начало, считают Редфорд и Купер.
Одним из центральных событий кинофорума стал раздел программы «Новые границы», посвященный видеоарту. Его презентация для прессы не случайно открывала фестиваль непосредственно перед выступлением Купера и Редфорда. Первоначально это была небольшая программа экспериментальных фильмов. Теперь же ей предоставлено большое выставочное помещение на главной улицы Парк-Сити, где развернуты инсталляции и экспериментальные проекты в широком диапазоне: от воспроизведенного в миниатюре пограничного городка между Мексикой и США до экспозиции сельхозпродуктов местного фермера-художника. Особый интерес вызвала интерактивная Интернет-инсталляция, где каждый посетитель мог полюбоваться подборкой материалов «про себя» из всемирной сети. Такое расширение рамок взаимодействия искусств в своременном мире закономерно. Не могу не отметить, что Московский кинофестиваль в этом плане обогнал «Санденс» – наш «Медиафорум» ведет аналогичную работу не четыре, а почти 10 лет.
Вместе с тем в Парк-сити и Институте «Санденс» во время фестиваля значительно больше, чем в Москве, разного рода семинаров и обсуждений, специальных музыкальных событий и выставочных проектов. Чтобы бунт был действенным, необходим широкий фронт творческого самовыражения. На вопрос «А как же Голливуд?» Роберт Редфорд – голливудская «звезда» высшего класса – спокойно ответил:
– У них основное – бизнес, а у нас – искусство.
Ничего ничего америкашечки скоро вы допонтуетесь.
Вам говорить о искустве? Ваш удел – голливудщина и толлько. Что вы еще можете? Примитивное искуство для попкорновой публики – бегалки, стрелялки, страшилки – вот ваш удел. Вы ничего не смыслите в разумном добром вечном. Куда вам до таких тем! Их года в год вы раздаете свои Оскары самым тупым фильмам которые сняты дебилами для дебилов. Вы наш Сталинград не приняли потомe что поняли, что на его фоне ваш кинематограф облажается по полной. Кино для кретинов – вот что такое американское кино.
простите , а Вы видели фильмы “Иеримея Джонсон” , “Из Африки”, The way”, ….” Не угаснет надежда “…Вы посмотрите всё таки…прежде чем писать примитивные лозунги , да ещё любить приколы безграмотности.