Народному артисту России, известному композитору Павлу АЕДОНИЦКОМУ 19 августа исполняется 75 лет. За полвека рыцарского служения музыке композитор написал более 200 песен. Знаменитыми стали “Нашей юности оркестр”, “Ярославия”, “Серебряные свадьбы”, “Довоенный вальс”, “Ты погоди”, “Я вас люблю, столица”, “Берегите друзей” и другие. Композитор успешно работает и в других жанрах: детская оперетта “Репка”, романсы, музыка для театра и кино.
– Павел Кузьмич, музыкальное дарование вы получили в наследство от родных?
– Мой дед был протодьяконом. Он обладал совершенно уникальным по красоте голосом, и его знал весь Нижний Новгород. Даже Шаляпин восхищался его голосом. Мой отец стал врачом, но всю жизнь любил музыку. Старший брат – профессиональный музыкант. Так что музыка у нас в доме звучала постоянно.
– Свои первые песни вы написали во время войны. О чем они?
– Военная тема проходит через всю мою творческую жизнь. И первая песня, конечно, была о войне. Называлась она “Самый маленький и незаметный”. “Довоенный вальс”, “Где-то около Бреста”, “Обелиски”, “Нашей юности оркестр” я написал уже в мирное время.
– Я знаю, что весной 45-го с вашими романсами познакомился Арам Ильич Хачатурян и посоветовал вам “серьезно учиться композиторскому искусству”. Если бы не совет Хачатуряна, вы все равно стали бы композитором?
– Думаю, да, потому что я уже не мог без музыки. С Хачатуряном, который приехал в Горький, меня познакомил мой первый учитель композитор Касьянов. И Хачатурян дал мне не только совет, но и помог. Я поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории в очень трудное время. Родителей у меня не было. Жил я в общежитии. В общем, было тяжело. В 45-м году меня, тогда еще студента, приняли в Союз композиторов, и это помогло мне выжить.
– Вы обмолвились о трудной юности. Что это было?
– В детстве и юности мне пришлось пережить много трагического. Я рано лишился матери. Когда мне было 15 лет, арестовали отца. В войну арестовали старшего брата только за то, что, уходя добровольцем на фронт, он сказал: “Нам внушали, что война будет на чужой территории, а немцы под Москвой”. Отца расстреляли. Брат, отсидев в сталинских лагерях десять лет, вернулся домой совершенно больным и вскоре умер.
– В училище при Московской консерватории вы занимались в классе профессора Александрова. Какое влияние оказал он на формирование вашего таланта?
– Анатолий Николаевич был удивительно тонким музыкантом, большим знатоком вокального жанра. Он автор замечательных романсов и широко известных “Александрийских песен”.
Александров всегда строго следил, чтобы музыкальное сопровождение романса несло в себе поэтический образ стихотворения, на слова которого писалась музыка. Впоследствии я никогда не позволял себе небрежности в работе над песней. Эту привычку я унаследовал от Александрова.
– С кем из видных музыкантов вам довелось общаться?
– Я видел самого Прокофьева! Мне посчастливилось быть знакомым с Шостаковичем. Гениальный композитор, замечательный человек и интереснейший собеседник Дмитрий Дмитриевич буквально притягивал к себе. Тоже самое я могу сказать и о Дунаевском. С юности помню замечательные песни Хренникова к спектаклю “Много шума из ничего”. Он долгие годы руководил Союзом композиторов, и при нем все талантливое находило свою дорогу. Я встречался с Хачатуряном, хорошо знал Блантера, Соловьева-Седого, Островского, Бабаджаняна, Пахмутову, которая до сих пор много и плодотворно работает. Никита Богословский, Карен Хачатурян, Оскар Фельцман, Андрей Эшпай – мои друзья.
– Вы принимали участие во многих престижных конкурсах: “Красная гвоздика” в Сочи, “Зеленая Гура” в Польше, “Золотой Орфей” в Болгарии. Какой из них, по-вашему, наиболее интересен?
– Я принимал участие как постоянный член жюри в десяти конкурсах исполнителей советской песни в Сочи. На мой взгляд, это замечательный конкурс, потому что многие его лауреаты стали известными певцами. Я могу назвать звезду нашей эстрады Ларису Долину, прекрасного певца Алинева, который сейчас работает в Калининграде, Родионова и, к сожалению, умершего совсем молодым солиста оперного театра в Уфе Гариева.
Мне нравился сочинский конкурс еще и тем, что параллельно с исполнительским на нем происходил песенный конкурс. Так в исполнении Широченко моя песня “Нашей юности оркестр” получила там премию.
– Какие из ваших песен еще получали премии?
– В 1960 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене получила премию песня “Юность верит в чудеса”. “Ярославия”, “Серебряные свадьбы”, “Добрая столица”, “Я вас люблю, столица” – лауреаты телевизионных конкурсов “Песня года”.
– Вы сами выбираете исполнителей своих новых песен?
– Да, исполнитель для меня очень важен. Так, в 60-е годы появилась в Москве яркая эстрадная певица из Прибалтики Лариса Мондрус, и я предложил ей исполнить мою песню “Для тех, кто ждет”. Песня стала известной. Потом Лариса прекрасно спела “Осень на пляже”, которую я написал уже специально для нее. А песня “Ты погоди” к кинофильму “Последние каникулы” популярна до сих пор. После Ларисы Мондрус ее пели и Валентина Толкунова, и дуэт Рузавиной и Таюшева, и многие другие. Она существует в программе ансамбля “Доктор Ватсон”.
Когда я сочинил “Довоенный вальс” на замечательные стихи Лаубе, я был убежден, что ее должен исполнить Иосиф Кобзон. Эта песня о войне, о моем поколении: “В классах десятых экзамены завтра, /Вечный огонь у Кремля не пылает… /Все впереди, все пока накануне, /Двадцать рассветов осталось счастливых. /Год сорок первый, начало июня, Все еще живы”. Кобзон внес в ее исполнение неповторимые черты, сумел каждому слову придать свою смысловую окраску. Песня стала популярной, ее поют и сейчас.
Я давно работаю с замечательной певицей Кандаловой. Это настоящая звезда. А творческая судьба у нее не сложилась. Почему? Ответ прост: у Кандаловой нет денег, а на телевидение без денег не пускают.
– Вы значительно пополнили Московскую музыкальную летопись: “Мы время сверяем с Москвой”, “Московские рассветы”, “Город городов”, “Добрая столица” и ряд других. Собираетесь ли вы подарить москвичам к 850-летию столицы новую песню?
– Всегда избегал писать “датские” песни. Я пишу о России, о ее природе, людях, их обычаях. Написал “Красно солнышко” 30 лет назад, а она и сейчас в репертуаре многих исполнителей. Это песня о России, ее красоте: “Умывает красно солнышко руки теплые в росе, и Россия как Аленушка предстает во всей красе”. “Серебряные свадьбы” – песня о замечательном русском обычае. В 1947 году я написал песню “Вернись на Волгу”, и она не забыта. Несколько лет назад Калинина исполнила ее на заключительном концерте, посвященном 200-летию Большого театра.
В Москве я живу вот уже 42 года. Это город всей моей жизни, и песня “Я вас люблю, столица” написана не к какой-нибудь дате, а просто это дань любви к городу:
Я вас люблю, столица!
Буду я вам служить!
Вечно любовь продлится,
Можно сказать – всю жизнь.
Совсем недавно я написал еще одну песню о Москве “Мне снилась улица Полянка”. В ней о том, что названия улиц несут в себе черты их далекого прошлого. Она так и кончается: “Как жаль, что на Садовой как встарь садов цветущих нет”.
– Над чем вы работали в последнее время?
– Недавно я написал на слова Ходасевича песню-романс “Нет у меня для вас ни слова”, на мой взгляд, очень созвучный нашему времени. Так же недавно я закончил работу над циклом песен, который называется “Эмигранты”. В него вошли песни на слова Окуджавы, Митяева и других.
Фирма “Мелодия” выпустила диск “Мне не хватает тебя”, в который вошли мои старые и новые песни в исполнении наших звезд – Мондрус, Кобзона, Ротару, Толкуновой, Лещенко.
В магазинах продается нотный сборник “Я вас люблю, столица”.
– Как вы думаете отметить свой юбилей?
– 1 октября в Доме композиторов состоится концерт, в репертуар которого я включу все лучшее, что у меня есть.
Татьяна КОРИНА.