Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЖИЗНЬ

9 января композитору Эдуарду КОЛМАНОВСКОМУ исполнилось бы 75. Его жизнь оборвалась три с половиной года назад.

Своими воспоминаниями о композиторе делится с нашими читателями артист Владимир ТРОШИН.

Я люблю тебя, жизнь

Что само по себе и не ново…

Трудно представить себе нашего соотечественника, которому ничего не сказали бы эти ясные, чеканные строки, эта пульсирующая, полная внутренней энергии мелодия.

Песня живет пятый десяток лет – редкая судьба. И убедительное свидетельство непреходящего значения подлинного в искусстве, тот самый случай, когда время рассудило и расставило все по своим местам.

Эту песню знают сегодня; но она остается как бы визитной карточкой, опознавательным знаком шестидесятых годов – лучшего, что было в них.

Сочинить даже одну песню, которая выражала бы время, которая стала бы узнаваемой – удача для композитора. Эдуардом Колмановским написаны и другие: “Хотят ли русские войны”, “Вальс о вальсе”, “Алеша”, “За окошком свету мало”, “Бежит река”… А еще “Тишина”, “Перекресток”, “В нашем городе дождь”, “Люди в белых халатах”. И еще “Работаю волшебником”, “Я улыбаюсь тебе”, “Все еще впереди”… Я спел почти все из перечисленных песен и множество других. Часто он мне поручал первое исполнение своих произведений. Но сейчас мне хочется рассказать о самой первой нашей встрече – той, без которой, может быть, вся моя судьба сложилась бы иначе.

Я работал в Московском Художественном театре, считал его лучшим театром мира и не помышлял о карьере певца – хотя в ряде спектаклей мне приходилось петь. В начале 50-х годов худсовет МХАТа принял решение: поставить спектакль специально для молодых актеров. Остановились на “Двенадцатой ночи” Шекспира.

Музыку заказали тоже совсем молодому композитору. Поначалу с ним даже не заключили договора – предложили написать несколько номеров “для пробы”.

На прослушивании был лишь худсовет; однако результат, как это обычно бывает в театре, тут же стал известен труппе.

Эдик был не только замечательным композитором, он был умен, тонок, часто неожидан; его отличало редкое чувство юмора. Естественно, он страшно волновался, представ пред очи худсовета. Но от его внимания не ускользнул ряд забавных подробностей, о которых он потом весело рассказывал друзьям. Его поразило, например, явление Тарасовой – прославленная актриса была в тот период еще и директором театра. Алла Константиновна, войдя в репетиционный зал, величественно прошествовала к приглянувшемуся ей креслу – и оказалась в противоположном от рояля углу. Но если это и привело кого-то в замешательство, то только молодого композитора. И то ненадолго: спустя мгновение по чьему-то знаку рояль был передвинут в удобную для Тарасовой позицию.

Да, наши старики были не без слабостей, особенно когда дело близилось к закату. Но настоящее ценить умели. Музыку они приняли на “ура”, а композитор был тут же приближен к театру.

Я в этом спектакле играл шута Фесто, для которого было написано несколько музыкальных номеров. Одна из песен надолго стала моей верной спутницей:

Поздно ночью мы вдвоем

Грезим и поем,

Только каждый, только каждый о своем…

Спектакль имел шумный успех – и не только у публики. Для нас, исполнителей, это тоже всякий раз был праздник, мы были влюблены в каждую сцену, наслаждались каждым эпизодом, и наше настроение транслировалось в зал…

Вскоре после премьеры Колмановский попросил меня показать песни из спектакля его коллегам – была у них такая традиция играть друг другу свои сочинения. Я не сразу решился: одно дело петь в образе, другое – выйти на эстраду. Но в конце концов это состоялось, что послужило началом моего знакомства с другими композиторами – и с другими песнями. Уже в тот вечер я получил ряд интересных предложений. Оглядываясь назад, не перестаю удивляться: сколько неповторимых мелодий рождалось в те годы!

Я рад, что мое формирование как эстрадного певца происходило под постоянным влиянием Колмановского. Он даже нотам меня учил – ведь у меня нет музыкального образования.

Мы дружили 40 лет. И даже сейчас, когда его нет с нами, мой репертуар продолжает пополняться его песнями, созданными в самое последнее время. Пожалуй, особенно разбередила мое сердце песня на стихи тоже уже ушедшего от нас Матусовского. Она названа по первой строчке:

Проведи же со мной этот вечер,

Устаревшая песня моя…

Произведение это трогает меня и грустной иронией, и ностальгией по нашей музыкальной молодости, и своей мелодией, которая, уверен, запомнится слушателям после первого же знакомства.

Недавно по телевизионному каналу “Культура” прошла небольшая передача, посвященная Эдуарду Колмановскому. Она напомнила зрителям о некоторых из его замечательных песен. А я до сих пор нахожусь под впечатлением одного ее эпизода.

Москва, Пушкинская площадь, наше время. Тусклый декабрьский вечер. Люди спешат по делам – лица сумрачны и усталы. Но вот автор передачи, держа в руках микрофон, обращается к одному из прохожих, затем к другому, к третьему:

– Знакомо ли вам имя “Эдуард Колмановский”? Помните ли какую-нибудь из его песен?

И люди останавливаются, забывая о делах, лица светлеют. И над заснеженной Москвой вначале робко, а затем все живее и увереннее звучат знакомые мне до боли мелодии. Поют и наши с композитором сверстники, и ровесники наших детей, и те, у кого в буквальном смысле “все еще впереди”.

Какая несправедливость, что этих кадров никогда не увидит композитор Эдуард Колмановский. Мой дорогой друг Эдик.

Фото А.СТЕПАНОВА из семейного архива композитора.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Здравствуйте, господа!
КАЛИФОРНИЯ ПРОСТИЛАСЬ С СОННИ БОНО
МАРКИ В ЧЕСТЬ ДЖЕКИ ЧАНА
Здравствуйте!
АЛЬБОМ “НА-НА” НА АНГЛИЙСКОМ
АРЕСТОВАН МАРК МОРРИСОН
ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА (СИНИМ ПЛАМЕНЕМ)
СЦЕНАРИЙ ДЛЯ МОЛОДОЙ ЖЕНЫ
ВЛАДИМИР СПИВАКОВ: ЕСТЬ В РОССИИ ВЕЛИКАЯ СИЛА
ФЕМИНИСТКИ ОСУЖДАЮТ PRODIGY И РАСПЕВАЮТ ПЕСНИ ПРО САНТА-КЛАУСА
БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ. Цитаты
АЛЕКСЕЙ КИМ ГОТОВИТ КИНОБЛЮДО СО СПЕЦИЯМИ
ДЖЕННИФЕР ТИЛЛИ ЛЮБИТ ОБНАЖАТЬСЯ
НОВЫЕ ОДЕЖДЫ СТАРОЙ “ЖИЗЕЛИ”
ВОКАЛИСТ CHUMBAWAMBA ТЕПЕРЬ МОЖЕТ ГОВОРИТЬ ВСЕ, ЧТО ХОЧЕТ
РАСПАЛАСЬ ГРУППА PRESIDENTS OF U.S.A.
ЮРИЙ ШЕВЧУК
ОТАР КУШАНАШВИЛИ. “МОИ МЕЧТЫ И ЧУВСТВА В СОТЫЙ РАЗ ИДУТ К ТЕБЕ ДОРОГОЙ ПИЛИГРИМОВ”…
СТИВЕН СПИЛБЕРГ ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ ПИЛОТАМИ
НУЖНЫ ЛИ СЕГОДНЯ ВУНДЕРКИНДЫ?
ЗВЕЗДЫ НЕ ПОСТРАДАЛИ
ПРЕСЛИ УЭЙН СПРИТ ЗАСТРЕЛЕН?
АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ
КАК ЗАСТАВИТЬ КАПРИЗНОГО ЗРИТЕЛЯ ГАРМОШКОЙ МОРЩИТЬ ЛОБ?
ГОЛЛИВУД-97: ИТОГИ ВПЕЧАТЛЯЮТ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН НА ВИШНЕВОЙ
“СОКРОВЕННЫЙ ПУТЬ”, ЗАПИСАННЫЙ “КРЮКАМИ”
УМЕР ЭКС-ПРЕЗИДЕНТ ФИРМЫ MOTOWN RECORDS
ТАРАНТИНО НЕ ЗАБОТИТСЯ О ЗРИТЕЛЯХ
Привет, “МузПравда”!
В 2000 ГОДУ “НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ” ПОРАЗИТ ВСЕХ МЮЗИКЛОМ
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СМЕЕТСЯ
PRODIGY ГОТОВЯТ ПРОМОУШН-ФИЛЬМ
ЛАЙОНЕЛ ХЭМПТОН ВОЗБУДИЛ ИСК НА $10.000.000
РОМАН С РЕЖИССЕРОМ


««« »»»