“АКВАРИУМ” – “ГИПЕРБОРЕЯ”

Удивительная все-таки группа “Аквариум” – она способна творить в любое время и в любой обстановке. Борису Гребенщикову практически неведом страх потери вдохновения: когда его друзья из иных звездных групп мучаются в поисках новых хитов, БГ всегда полагается на свое “акынное чутье”. Это значит, что если петь совсем не о чем, бессменный вождь и творец “Аквариума” начинает рассказывать в своих песнях просто о том, что он видит вокруг. Ну, а если даже с этим туговато, на помощь приходят запасники – “Гиперборея” включает в себя едва ли не самые древние песни из репертуара “Аквариума”, записанные только сейчас. И нет проблем – группа готова ежегодно выдавать на-гора альбомы, один похожий на другой. Попробуйте послушать подряд несколько дисков “Аквариума” последних лет – создается ощущение, что звучит одна длиннющая заунывная песня, лишь изредка разбавленная красивой мелодией. Для многих групп страшнее приговора звучит истина, что нельзя пережить отпущенный тебе срок. Когда музыкальный коллектив разваливается в зените славы (группа распадается или погибает лидер), фэны сохраняют о своих кумирах добрую память. Но как можно относиться к ветеранам, которые полностью выдохлись?! Новые песни слушают разве что из уважения к прежним заслугам. Ах да, речь-то шла о новом альбоме “Аквариума”: кроме песни “Ангел дождя”, слушать здесь практически нечего. Впрочем, если вы сможете переползти через 20-минутную “Магистраль”, то вам понравится и финальная вещь “Быстрый светлый”.

“РУССКИЙ РОК-1997″

Любовь отечественных меломанов к различным сборникам уходит корнями в то смутное, но веселое время, когда аудионосители попадали в страну из-за “железного занавеса” самыми немыслимыми путями. Вот тогда-то обладатели “Романтиков” и “Электроник” подпольно переписывали себе кассеты сомнительного качества, зачастую не зная не только названия песен, но и имен исполнителей. Так родилась культура сборников “Сделай сам”. Потом бывшая страна Советов семимильными шагами бросилась в объятия мирового музыкального рынка и дала своим гражданам возможность покупать практически любые записи в прогрессивном CD-формате (и не только пиратские). Граждане приобрели все интересующие их номерные альбомы всемирных звезд, но любить сборники почему-то не перестали. Первым подсуетился попсовый мейджор Студия “Союз”, наладивший выпуск сборников “горячих” шлягеров-однодневок: 2 – 3 месяца страна пляшет и поет под “Союз-341″, затем выбрасывает диск в помойку и отрывается, слушая “Союз-342″… Практику подхватили другие поп-лейблы. Moroz Records взялся за выпуск ежегодных сборников с громким названием “Русский рок”. Идея, конечно, неплохая, но почему в диск, датированный 97-м годом, включены композиции 10-летней давности типа “Доктора твоего тела” (“Наутилус Помпилиус”), “Гуляки” (“Альфа”) и “Фальстарта” (“Альянс”)? Возможно, компания Moroz Records осознает, что успехи и достижения русского рока – в далеком прошлом. Этот тезис подтверждают и те немногие образцы свежеиспеченных песен, попавших на компакт – “Всем встать” “Круиза” или “Блюз-разгадка” Виктора Троегубова. Так и называли бы сборник – “Ностальгия по русскому року” или “Столько-то лет со дня смерти отечественного рок-н-ролла”! Удивило и оформление. Кумачово-серая цветовая гамма и соответствующий шрифт возродили у автора воспоминания о праздничных открытках к 7 ноября: беснующаяся бесформенная толпа рок-фэнов на фото, того и гляди, бросится на штурм Зимнего, белый медведь с логотипа Moroz Records грозится обернуться крейсером “Аврора”, а рядом с аршинными цифрами “1997″ очень недостает не менее масштабных “1917″.

“ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ” – “КОСА НА КАМЕНЬ”

Продолжая вдумчивый эстетствующий эксперимент по отречению от всех существующих стилей и направлений, “Вежливый отказ” представил эмоционально лаконичный альбом “Коса на камень”. Получился своеобразный путеводитель по незамысловатой гамме человеческих чувств – “Песня счастья”, “Песня отчаянья”, “Жаль”, – полный невысказанных эмоций. Невысказанных потому, что все нюансы и оттенки чувств оказались с трудом передаваемыми на родном языке, поэтому “Вежливый отказ” очень внимательно обратился к иноязычным наречиям и тарабарскому диалекту – “Качка” (песня финских рыбаков), “Песня счастья” и др. Сквозь паутину таинственных смыслов, зашифрованных в нарочитых словесных неправильностях и банальных языковых привычностях, постоянно рвется наружу сила отчаянного танца, сплетенного из замысловатых па. В эти мгновения внимательный диалог инструментов, вложенных в руки профессионалов, обрывается, и из динамиков доносятся плохо сдерживаемая русская народная удаль и размах. Но сложный мелодический рисунок снова берет верх и продолжает эскизно завоевывать сознание слушателя, слух которого достраивает его до полной картины.

Постоянно нарочито уходя от привычных штампов, “Вежливый отказ” незаметно удалился от симпатичной большинству музыкантов гармонии, известной также под названием “хэппи-энд”. Огромная и разнообразная серия разрушений, стремительно несущаяся сквозь альбом, приводит на “Полосу неудач”. А отличается она завидной вариативностью: “топнул одной – нету Москва, топнул другой – нету страна”, “Бросьте города, глупые люди, идите голые…”, “и уносят меня, и-эх! три белых коня”. Что и говорить, нашла “Коса на камень”.

СБОРНИК – “HIP-HOP INFO РЭП М’ЮЗИК”

Есть подозрение, что этот сборник, являющийся очередной попыткой пересадки политкорректных песен бывшего угнетенного заокеанского меньшинства на отечественную почву, вызовет ту же реакцию, что и предыдущие потуги такого рода – полное равнодушие аудитории. А какую еще реакцию может вызвать железобетонный, без всякого намека на самоиронию составленный сборник, преисполненный пафоса эпохи гласности, перестройки и засекреченного мюзикла “Улица”? Ведь единственным достойным номером 72-минутного альбома оказался ироничнейший металло-рэп “Самые лучшие тачки” от народных героев из “Сектора газа”, попавший на этот сборник явно по недосмотру составителей. Ибо остальной материал не просто серьезен – он не по-детски серьезен, да еще и недостаточно профессионально исполнен и записан. Из печального ряда выбивается только состав “Bad B. про…”, по меньшей мере строго придерживающийся стандартов заокеанского гангста-рэпа, вплоть до использования семидесятнических клавишных сэмплов, да “МД&C Павлов”, звезд с неба не хватающий, но пропагандирующий “новую музыку (?) – фанки” (вообще-то, фанк). Об иных командах умолчу (все равно имена их ничего не говорят даже эксперту). Ограничусь замечанием, что при широком распространении в родном Отечестве блатных частушек, русскоязычный гангста-рэп обречен быть бесполезным довеском к оным. В заключение – вопрос к добрым молодцам из Центра хип-хоп культуры, составлявшим сборник: где они, “десятки тысяч московских поклонников микшированной музыки, оплетенной речитативом”? Вспомните Богдана Титомира – считалось, что у него тоже поклонников немало. И где теперь Богдан?


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Фанаты Цоя есть и будут
Привет всем!
РАЗДЕЛИЛСЯ ВЕСЬ МИР. ОТВЕЧАЙ: С КЕМ ТЫ?
ПОКЛОННИКИ, ФАНАТЫ
Битломания. Дубль 2
СЕРГЕЙ ДЕРЯБИН (режиссер “Диск-канала”)
“КОСМИЧЕСКАЯ ВОЙНА” В ОСТАНКИНСКОЙ ТЕЛЕБАШНЕ
МОСКВИЧАМ – ОТ ПИТЕРЦЕВ
Сегодня – седьмая годовщина трагической гибели Виктора Цоя
ЛАРИСА ЧЕРНИКОВА: СВОЮ “ТАЙНУ” ПОКАЖУ В “ПАРТИЙНОЙ ЗОНЕ”
ОЛЕГ ФЕЗОВ, ПОДДАННЫЙ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА МЕЛОДИИ
Я ПЬЮ ЗА ЗДОРОВЬЕ ДАЛЕКИХ, ДАЛЕКИХ, НО ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ
Я ВАС ЛЮБЛЮ, СТОЛИЦА!
КИМ ЗАНИМАЕТСЯ ТЕМ, ЧТО “ЛЕЖИТ НА ПОВЕРХНОСТИ”


««« »»»