Битломания. Дубль 2

Если 1964-й запомнился как год, когда масс-маркет открыл Битлов, то 1997-й можно считать годом, когда Битлы открыли для себя масс-маркетинг. Группа, которая когда-то проповедовала “All You Need Is Love” и увещевала слушателей “Come Together”, в конечном счете последовала своему собственному совету и, преодолев десятилетия междоусобных войн, деловых распрей и сопутствующих судебных разбирательств, представила этакий, блин, мегамаркет свой впечатляющей истории. В результате четырехлетней работы появилась Anthology, самая всеобъемлющая и честолюбивая из когда-либо появлявшихся поп-автобиографий.

“Антология”, это шествие длиной в год объединенных усилий телепрограмм и домашних программ, которое Кэпитол Рэкродз смело называет “музыкальным мультимедиа событием века”, открылось 19 ноября прошлого года показом первой части трехсерийного шестичасового документального фильма специально на АВС. “Антология” была размещена так, чтобы обеспечить себе предположительно 50 миллионов зрителей. С 21 ноября появились первые три заново составленных коллекционных двойных альбома (на CD, кассетах и виниле) редких исполнений и студийных изъятий записей Битлов.

И это только начало. Эксплуатация “золотого дна” предполагает по крайней мере два заново записанных сингла Битлов, восемь 75-минутных домашних видео, музыкальные и видео-салоны с подарочными изданиями книг, переиздание 13 студийных записей группы на виниле и, конечно же, спортивную одежду с соответствующими логотипами, и все это в сочетании со стратегически обдуманным блиц-маркетингом, который, как утверждают знатоки, заткнет за пояс самые гигантские усилия Майкла Джексона по продаже HIStory.

АВС планирует в этом году подкрепить документальные фильмы частыми рекламными выступлениями нескольких телезвезд (включая Тима Аллена и Крэга Т.Нелсона), которые поделятся воспоминаниями о своей любви к Битлам или, что еще более вероятно, споют свои самые любимые Fab Four tunes.

Могущественное рекламное агентство DDB Needham планирует повторную волну рекламы для печатных изданий, телевидения и радио. Для предполагаемого развлечения спешащих жителей пригорода будут курсировать по основным дорогам между крупными городами два раскрашенных под желтую подводную лодку (из Fab Four мультипликационного фильма того же названия). В отношении кибернетического пространства, Кэпитол по определенным волнам будет передавать радиорекламные кампании для учащихся колледжей, классический рок, AOR для взрослых-альтернативщиков, для взрослых, любящих современную музыку – CHR, краткие сообщения и беседы. Может быть, планируется фермерский отчет Ринго Старра?

О реакции публики на этот коммерческий натиск уже можно судить позже, но… фаны Битлов исторически были как терпеливы, так и всепрощающи, особенно перед лицом трагедии Джона Леннона, многолетних разборок экс-Битлов, посредственных сольных альбомов и редких да заурядных турне. Как группа, Битлы продолжают находить поразительно благожелательное отношение среди потребителей всех возрастов четверть века спустя после развала группы: по сообщениям Кэпитол, в 1996 году почти 40 процентов проданных наименований (label sales) записей были битловскими! Маркет-исследование по наименованиям (by the label) для “Антологии” обнаружили их известность среди 78% американцев. Другой опрос обнаружил, что Битлы являются постоянными фаворитами у зрителей VH1, снизившись лишь на второе место у придурковатых зрителей MTV. А в конкурирующем мире телемаркета, где составить программу из 30 когда-то изъятых записей уже считается успехом, “Антология” проэксплуатировала более 100 практически неразличимых отрезков, собрав по залам десятки миллионов долларов только благодаря прочной репутации Битлов.

Будучи старше и значительно мудрее, чем сами Битлы, которые в конце 60-х из-за неразберихи в делах умудрились прийти к экономическому хаосу, Fab Three и Йоко Оно собираются собрать в этом году финансовую выручку, которая превысит сумму, полученную ими во время всей карьеры Битлов. Источник из Кэпитол подтверждает, что сумма отчислений для АНТОЛОГИИ являются самыми высокими из всех, которые эта марка когда-либо платила. Один из обозревателей предполагает, что выплата от “Антологии” и ее различных дополнительных доходов может достичь целых 250 миллионов долларов.

“Антология” пережила долгий и часто мучительный период беременности. Корни проекта уходят в “Долгую и извилистую дорогу” (The Long and Winding Road), незаконченный полнометражный документальный фильм (послуживший в 1978-м источником вдохновения для документальной пародии Эрика Айдл-Нила Инниса “Без течки – Все, что вам надо – это наличные” (The Rutles – All You Need Is Cash), фильма, начатого Нилом Эспинолом, долгое время компаньоном Битлов, а сейчас секретарем компании Apple Corps Ltd., акционерного предприятия Битлов, а также исполнительным продюсером “Антологии”.

Многие участвующие в этом проекте замечают, что даже простое единодушное согласие оставшихся членов группы порою было основным препятствием из-за разных ссор и деловых споров между собой, с их менеджментом и их записывающей компанией. Одно совершенно очевидно: Когда-то очаровательные милашки-кумиры не становятся моложе.

“Я не знаю, имеет ли это какое-то отношение к 50-летнему возрасту, – говорит бывший долгое время пресс-репортером Битлов Дерик Тэйлор о пробных встречах оставшихся членов группы, – но несомненно то, что после 50 люди многое выплескивают наружу. Это похоже на своего рода слабительное: “К черту. Если мы не можем сделать это сейчас…”. Тэйлор также считает, что спокойствие и дипломатия Эспинола были решающим фактором в значительном продвижении проекта.

Еще одним ключевым моментом было примирение Пола МакКартни и Оно, явно начавшееся при введении Леннона в Rock/Roll Hall of Fame в начале 1994-го. “Мне кажется, что тогда-то все по-настоящему и началось, – говорит Тэйлор. – Йоко Оно теперь очевидно дружественна со всеми. Я не знаю, был ли тогда поворотный момент, но они точно были вместе и опять разговаривали”.

Закулисные приготовления к “Антологии” были незаметными, даже разочаровывающе секретными. (“Они как сжатые кулаки – говорит один из работающих с оставшимися Битлами, – и они окружили себя людьми, которые похожи на сжатые кулаки”.) Были тщательно просеяны сотни часов кино-, видео- и аудиолент. Самые крайние меры безопасности были применены к тому, что считается самыми ожидаемыми и противоречивыми элементами проекта: заново записанными синглами Free as a Bird и Real Love, которые объединяют оставшихся Битлов с записью голоса Леннона.

На основе исходных материалов 70-х (акустические пробные ролики Леннона), которые были переданы МакКартни после того как он сообщил Оно о своем желании “писать с Джоном, как это я обычно делал”, оставшиеся члены Битлов аранжировали и наложили свои голоса на совместных записях в Милл, студии МакКартни в Сьюссексе, в Англии. В этом им содействовал человек, выбор которого в качестве продюсера кажется ироничным: бывший наставник и долгое время клонмайстер Битлов Джефф Линн.

Но встреча Битлов не была бы законченной без стычек и разногласий. Известный посетитель Милла рассказал журналу фанатов Good Day Sunshine, что МакКартни и Харрисон имели стычку по вопросу безопасности. “Ты должен запереть это, иначе кто-то украдет”, – ворчал Харрисон после прослушивания Free as a Bird. На обвинение в беззаботной наивности МакКартни в ответ фыркнул: “Знаешь, я тоже однажды был Битлом”.

Еще один известный и квалифицированный наблюдатель неодобрительно отозвался о совместной записи Битлов – ни больше ни меньше, как достопочтимый продюсер тех записей, которые составили их легенду – Джордж Мартин. “Они собрались и сами сделали запись, – рассказал Мартин калифорнийскому журналу “ВАМ”. – Они не пригласили меня участвовать в этом. Я вполне доволен, что они этого не сделали. Я считаю, что было бы ошибкой возвращаться назад во времени и пытаться что-то сделать вместе. Но то, что они сделали, очень хорошо”.

Вам самим судить… Но в День Би второго вторжения Битлов, когда масс-маркетинг кампания похожа на операцию “Шторм в пустыне”, вы можете не брать с собой спецназовскую каску: всё, что вам нужно – это наличные.


М. Леско


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Фанаты Цоя есть и будут
Привет всем!
РАЗДЕЛИЛСЯ ВЕСЬ МИР. ОТВЕЧАЙ: С КЕМ ТЫ?
ПОКЛОННИКИ, ФАНАТЫ
СЕРГЕЙ ДЕРЯБИН (режиссер “Диск-канала”)
“КОСМИЧЕСКАЯ ВОЙНА” В ОСТАНКИНСКОЙ ТЕЛЕБАШНЕ
МОСКВИЧАМ – ОТ ПИТЕРЦЕВ
Сегодня – седьмая годовщина трагической гибели Виктора Цоя
ЛАРИСА ЧЕРНИКОВА: СВОЮ “ТАЙНУ” ПОКАЖУ В “ПАРТИЙНОЙ ЗОНЕ”
ОЛЕГ ФЕЗОВ, ПОДДАННЫЙ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА МЕЛОДИИ
Я ПЬЮ ЗА ЗДОРОВЬЕ ДАЛЕКИХ, ДАЛЕКИХ, НО ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ
Я ВАС ЛЮБЛЮ, СТОЛИЦА!
КИМ ЗАНИМАЕТСЯ ТЕМ, ЧТО “ЛЕЖИТ НА ПОВЕРХНОСТИ”
“АКВАРИУМ” – “ГИПЕРБОРЕЯ”


««« »»»