ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

На проходившем в Москве IV Российском национальном конгрессе “Человек и лекарство” среди множества тем докладов и выступлений явно выделялась одна – тема государственного дотирования затрат на лекарства. В том или ином аспекте, эта тема присутствовала как в речах практически всех выступающих, так и в вопросах слушателей, что свидетельствует об актуальности для отечественного здравоохранения вопросов, связанных с возмещением затрат на лекарства.

Действительно, даже в США и Западной Европе работа системы возмещения далека от идеальной, несмотря на то, что там она зиждется на стабильной экономике и значительно более высоком уровне развития фармацевтики. Когда же речь идет о России, то создается впечатление, что количество нерешенных проблем в этой сфере далеко превосходит те возможности, которыми обладает наше здравоохранение для их решения.

Сегодня система возмещения затрат на лекарства в России напоминает бездонный колодец, куда уходит, по разным оценкам от 30 до 50 процентов всех средств, расходуемых на медицинские препараты. А суммы эти растут из года в год галопирующими темпами: если в 1995 году на приобретение лекарств было израсходовано 4,5 триллиона рублей, то в 1996 году – почти 20 триллионов. В чем же причина того, что средства, выделяемые государством на бесплатное или льготное приобретение лекарств расходуются неэффективно?

В первую очередь, свою роль играет отсутствие каких-либо “потолочных” цен на лекарства, отпускаемые бесплатно. Усугубляется положение тем, что списки медицинских препаратов, которые подпадают под категорию льготных, зачастую разработаны без должной тщательности. Ситуация в России с возмещением затрат на лекарства напоминает ту, которая возникает в ресторане, если один клиент (врач) заказывает еду, другой (пациент) этот заказ съедает, а третий (государство) – оплачивает. При этом все трое друг с другом не общаются, а лишь наблюдают за попытками государства платить поменьше путем воздействия на меню и цены в ресторане.

Как отметил Стивен Моррелл, представляющий на Конгрессе Ассоциацию содействия деятельности международных фармацевтических производителей (AIPM), объединяющую более 40 зарубежных производителей оригинальных медицинских препаратов, “в России сегодня идет фармацевтическая революция, в ходе которой каждый регион занимается разработкой своих собственных списков лекарственных средств, подлежащих возмещению”. Однако, отсутствие финансирования на местах зачастую сводит на нет все усилия по созданию четкой системы возмещения, в то время как старение населения продолжается, а интенсивная терапия занимает все более твердые позиции по сравнению с превентивными методиками.

Не решило проблему возмещения затрат на лекарства и известное постановление Правительства № 890, вышедшее в июле 1996 года. Списки субсидируемых в соответствии с данным документом лекарств созданы, похоже, без учета основных принципов определения целесообразности применяемых медицинских препаратов. Как считает г-н Моррелл, при разработке таких списков необходимо руководствоваться в первую очередь эффективностью, безопасностью, качеством и экономической рентабельностью того или иного лекарства.

Об эффективности медицинского препарата судят на основании клинических испытаний. Известно, что некоторые лекарства, которыми мы привыкли пользоваться, вовсе не способствуют устранению недуга, а лишь устраняют симптомы, “загоняя” болезнь в хроническую форму или, наоборот, приводя к неоправданной опасности последующего обострения.

Безопасность медикаментов, несмотря на самоочевидность этого критерия, до настоящего времени не воспринимается на государственном уровне с должным вниманием. В результате неправильного применения лекарств только в США ежегодно умирает более 200 тыс. человек, а 10 – 17% всех обращений в стационары в Западной Европе связаны с отрицательным воздействием медикаментов. В России цифры, как можно предположить, еще более пугающи, однако, шаги к запрещению многих препаратов, опасность которых уже давно доказана, так и не предпринимаются. До сих пор в отечественных аптеках можно свободно приобрести анальгин, баралгин или тампалгин, которые, как известно, очень токсичны и их применение может привести к серьезным негативным последствиям для здоровья. Аналогичная ситуация сложилась и с многими другими препаратами, которые запрещены к применению практически везде, кроме России.

Множество проблем ждут своего решения также в связи с качеством предлагаемых на российском рынке лекарств. По словам Александра Быкова, члена президиума общества клинических фармакологов и фармакотерапевтов “стандарт качественного производства лекарств (GMP), принятый в развитых странах мира, к сожалению практически не действует в России. Суммы же, выделяемые отечественными производителями на совершенствование своих технологий, далеки от тех 20 миллиардов долларов, которые тратятся ежегодно международными фармацевтическими компаниями на развитие и исследования”. Наша страна до сих пор не является членом Конвенции о фармацевтических инспекциях, участие в которой помогло бы отечественным производителям сделать первые шаги к сертифицированию своих производственных линий в соответствии со стандартом GMP. Конечно, было бы несправедливо считать, что вся российская фармацевтическая промышленность основана на несоответствующих времени технологиях, однако исключения (такие например, как линия по производству жидких стероидов компании “Ферейн”, совместное производство компании Bristol Mayers Squibb и завода “Акрихин”) еще слишком редки.

В вопросах экономической рентабельности приобретаемых за государственный счет лекарств также необходима целая система мер, направленная на выбор только тех медикаментов, которые при наименьшей возможной цене будут обладать эффективностью и приемлемым качеством.

По мнению Дэвида Кеннеди, Исполнительного директора AIPM, комплекс первоочередных шагов по созданию эффективной системы возмещения стоимости лекарств должен включать в себя открытый диалог зарубежных и отечественных производителей с властями, совместную работу по развитию рынка медикаментов в России, а также созданию специализированных программ по повышению квалификации медицинских работников.

Дарья ЗУДИНА, ИД.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

РЫНОЧНЫЙ КАННИБАЛИЗМ
ПРОГУЛКИ ПО НОРВЕГИИ
А ГДЕ ИСКАТЬ НАЛОГИ?
НА БЕЛОРУССКОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН
МОЖНО ЛИ ВЫЛЕЧИТЬ АДЕНОМУ?
ПОЧЕМУ Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ КЛОНИРОВАЛИ Б.Н.ЕЛЬЦИНА?
СТАРЫЕ СКАЗКИ О ГЛАВНОМ
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: ДУДАЕВ
ЮРИЙ БОНДАРЕВ: “АПОЛИТИЧНЫМ БЫТЬ НЕ МОГУ”
Роль НТВ в освещении чеченских событий
А КАРАВАН ИДЕТ…
МОЛОДЫЕ НАСТУПАЮТ И ВЫИГРЫВАЮТ…
ЗА ЧТО ЖЕ, НЕ БОЯСЬ ГРЕХА, КУКУШКА ХВАЛИТ ПЕТУХА?
ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ ИЛИ КАК НАМ ПОДЛЕЧЬ ПОД НУЖНЫХ БАНДИТОВ
АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС И ОВЕЧКА ДОЛЛИ
Чтобы делать бизнес в России, вы должны быть мазохистом
АТАКА НА ЛИШНИЙ ВЕС
“СИБНЕФТЬ” ПРИВАТИЗИРОВАНА. ЧТО ДАЛЬШЕ?
“КИНОТАВРУ” НАВСТРЕЧУ


««« »»»