“СИБНЕФТЬ” ПРИВАТИЗИРОВАНА. ЧТО ДАЛЬШЕ?

12 мая с.г состоялся первый коммерческий конкурс с инвестиционными условиями по продаже госпакета акций “Сибирской нефтяной компании”, находящейся в залоге у “Нефтяной финансовой компании” (“НФК”) и Столичного банка сбережений. Итоги его были оглашены на пресс-конференции, которую дали генеральный директор “НФК” Иван Кулаков и секретарь конкурсной комиссии Алексей Никонов.

Этот конкурс завершает процесс приватизации “Сибнефти”, который начался еще в декабре 1995 г., когда в соответствии с указом Президента РФ № 889 “О порядке передачи в 1995 году в залог акций находящихся в федеральной собственности” 51 проц. акций компании был выставлен на залоговый аукцион. Специалисты уже тогда предупреждали, что у государства вряд ли окажутся необходимые средства, чтобы выкупить акции, когда наступит срок возвращения кредитов, под которые они отдавались. Однако стремление залатать прорехи в бюджете тогда взяло верх. И в соответствие с нормами федеральных актов о проведении залоговых аукционов был проведен конкурс, который выиграл тандем в составе Нефтяной финансовой компании и СТБ, выложивший под залог госпакета акций “Сибнефти” 100,3 млн. долларов.

С декабря 1996 г., после того, как стало ясно, что государство не сможет вернуть взятый кредит, “НФК” и СТБ приобрели юридическое право реализовать полученный залог и компенсировать свои расходы. По закону, залогодержателями была избрана для этого форма коммерческого конкурса с инвестиционными условиями. Госпакет был предложен на конкурс со стартовой ценой 101 млн. долларов при условии депонирования возможными участниками 10 проц. от этой суммы на счету комиссионера (им выступала Нефтяная финансовая компания) и единовременной оплаты пакета акций победителем денежными средствами. Победителю предстояло оплатить и стоимость инвестиционной программы по реконструкции “Сибнефти”, включающую в себя модернизацию производств высокооктановых бензинов. В стоимость госпакета входила также выплата 49 млн. долларов за московский офис “Сибнефти”.

Ажиотаж вокруг конкурса был высоким. В частности, ожидалось участие в нем мощных финансовых величин (много говорилось, например, о возможности участия в конкурсе ОНЭКСИМбанка). Однако, в итоге. Большинство из них отказались от борьбы за лакомый госпакет: видимо, далеко не всем оказалось по силам условие единовременной оплаты денежными средствами (а не ценными бумагами), как пытались расплачиваться на некоторых залоговых аукционах) столь значительных сумм.

Устроители конкурса предполагали, что подавляющее большинство заявок будет подано непосредственно в день конкурса, перед ним. Действительно, так и вышло – большинство заявочных документов было подано 12 мая до 13 часов, когда и должен был начинаться конкурс. Это затянуло сроки его проведения допоздна (и чуть не сорвало пресс-конференцию).

В результате же, было представлено 6 заявок. Проанализировав поданные документы, конкурсная комиссия допустила к участию 4 из них (2 были отсеяны как не обоснованные должным образом). После этого были вскрыты запечатанные конверты, в которых участники подавали свои предложения по цене, за которую они готовы выкупить залоговый госпакет. Наивысшее предложение – 110 млн. долларов – было сделано Финансовой нефтяной корпорацией, которая и объявлена победителем конкурса. О новой корпорации мало что известно: сообщено только, что учредителями ее являются две компании, работающие на нефтяном фондовом рынке, и что все данные о ней будут обнародованы в прессе в ближайшее время.

Тем ни менее можно утверждать, что требования закона при проведении конкурса соблюдены и итоги его правомерны. После приватизации в 1996 г. 49 проц. акций “Сибнефти” он практически завершил приватизацию одной из крупнейших российских нефтяных компаний. Однако в отличие от аукционов 1996 г., после которых выставлявшиеся на продажу акции сразу же переходили в собственность новых владельцев (а ими стали компании “Синс”, “Рифайн Ойл” и др.), судьба госпакета в 51 проц. акций не столь однозначна. На юридическом языке, они обременены государством. И значит новому собственнику предстоит определять с государством условия и порядок перехода ценных бумаг, а вместе с ними – и контроля над “Сибнефтью” – из одних рук в другие…

Конечно, итоги конкурса вызовут разные отклики и комментарии. Будут, наверное, говорить и о присвоении залогодержателями прав государства. Но такова логика ломбардных сделок – сданное в залог, если не выкупается, меняет собственника. А коль государство не способно сегодня ни инвестировать даже в самые рентабельные отрасли, ни содержать их, может быть будет лучше, если они попадут в руки тех, кто будет обязан проводить ответственную инвестиционную политику хотя бы условиями коммерческих конкурсов? Ведь государству сегодня такие условия не может предписать никто.

Павел РЕШЕТНИКОВ, ИД.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПРОГУЛКИ ПО НОРВЕГИИ
НА БЕЛОРУССКОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН
А ГДЕ ИСКАТЬ НАЛОГИ?
ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
МОЖНО ЛИ ВЫЛЕЧИТЬ АДЕНОМУ?
ПОЧЕМУ Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ КЛОНИРОВАЛИ Б.Н.ЕЛЬЦИНА?
СТАРЫЕ СКАЗКИ О ГЛАВНОМ
ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: ДУДАЕВ
ЮРИЙ БОНДАРЕВ: “АПОЛИТИЧНЫМ БЫТЬ НЕ МОГУ”
Роль НТВ в освещении чеченских событий
А КАРАВАН ИДЕТ…
МОЛОДЫЕ НАСТУПАЮТ И ВЫИГРЫВАЮТ…
ЗА ЧТО ЖЕ, НЕ БОЯСЬ ГРЕХА, КУКУШКА ХВАЛИТ ПЕТУХА?
ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ ИЛИ КАК НАМ ПОДЛЕЧЬ ПОД НУЖНЫХ БАНДИТОВ
АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС И ОВЕЧКА ДОЛЛИ
Чтобы делать бизнес в России, вы должны быть мазохистом
АТАКА НА ЛИШНИЙ ВЕС
“КИНОТАВРУ” НАВСТРЕЧУ
РЫНОЧНЫЙ КАННИБАЛИЗМ


««« »»»