МИНИСТР ИЗ ПРОВИНЦИИ

Конец XIX столетия ознаменовался в России проведением важной экономической реформы, которая качественно изменила положение русского рубля, ставшего одной из стабильнейших денежных единиц мира. Эта реформа неразрывно связана с именем тогдашнего министра финансов Сергея Юльевича Витте. Одна из несомненных заслуг Витте, заставивших говорить о нем как о личности исторического масштаба, состояла в том, что он нашел в себе мужество и силы идти против мощного общественного мнения и действовать в соответствии с собственными представлениями о благе государства. В своих “Воспоминаниях” он позднее справедливо писал, что “против этой реформы была почти вся мыслящая Россия: во-первых, по невежеству в этом деле, во-вторых, по привычке и, в-третьих, по личному, хотя и мнимому, интересу некоторых классов населения”.

Родился Сергей Юльевич Витте 17 июня 1849 года в Тифлисе в семье крупного чиновника, служившего в аппарате Кавказского наместничества. Его отец Юлий Федорович был потомком выходцев из Голландии, переселившихся в Прибалтику еще во времена владычества там шведов. Российское потомственное дворянство фамилия получила в середине XIX века.

Получив домашнее образование, Витте экстерном сдал выпускные экзамены в Кишиневской гимназии и в 1866 году поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, где отличился своими незаурядными математическими способностями. По окончании университета в 1869 году он начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения. Уже через год его назначают начальником конторы движения Одесской железной дороги. В эти годы молодой выпускник университета впервые серьезно заявляет о себе – издает книгу “Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов”. Основная идея книги была по тому времени необычайно новаторской: Витте ратовал за установление железнодорожных тарифов не произвольно, а на основе экономического закона спроса и предложения. Внедрение его рекомендаций в эксплуатацию руководимых им дорог позволило значительно повысить их прибыльность.

Авторитет Витте как теоретика и практика железнодорожного дела привлек к себе внимание министра финансов И.А.Вышеградского, который обратился к нему с просьбой представить свои соображения о ликвидации дефицитности казенных железных дорог. Глубоко изучив этот вопрос, Витте заявил, что корень зла – в хаосе, царившем в области тарифов. Он предложил разработать специальный закон, который поставил бы тарифное дело под контроль правительства, и создать в министерстве новый департамент, отвечающий за тарифную сеть железных дорог и регулирование их финансовых отношений с государством. Предложения были приняты. Встал вопрос о назначении их автора главой нового министерского подразделения.

10 марта 1890 года Витте получил это назначение, минуя все ступени чиновной иерархии. И с этого момента началась его головокружительная карьера. Менее чем через год новый начальник департамента был введен представителем от министерства финансов в совет министерства путей сообщения, а вскоре он назначается управляющим МПС. Не прошло и года – и он уже управляющий министерством финансов, а с 1893 года, после ухода из-за болезни И.А.Вышеградского, – министр финансов с производством в чин тайного советника, почетный член Академии наук.

Министерство финансов, которое возглавил Витте, представляло собой конгломерат ведомств. Таким образом, в руках министра сосредоточивалось управление не только финансами, но и промышленностью, торговлей, торговым мореплаванием, народным образованием, коммерческим и аграрным кредитами. Стремительное появление Витте в среде высшей бюрократии и столичного общества произвело сильное, но далеко неоднозначное впечатление. Одним он был симпатичен своей естественностью, других, наоборот, раздражал его нечиновничий тип. Третьи, к которым относился и сам государь Александр III, ценили в нем ясность ума, твердость, умение излагать свои идеи четко и убедительно. А большинство все же считало, что в высшем свете “выскочка” из провинции так и не стал своим. Тем не менее, оказавшись на столь влиятельном посту, фактически являясь вторым лицом в правительстве (первое – сам царь), а потом став первым в истории государства премьер-министром, Витте дал волю распиравшей его энергии. Поле деятельности было обширное.

Общим направлением оздоровления экономики страны Витте избрал усиление государственного хозяйства: не только широкое развертывание железнодорожного строительства, но и сосредоточение дорог в руках государства, а также организация государственных кредитных учреждений и широкая система государственных заказов и субсидий производителям. Вместе с тем он пытался активизировать и частный сектор, ввести новую систему налогообложения, облегчить порядок возникновения и деятельности акционерных обществ.

Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74 миллиона рублей. Расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли, увеличивая дефицит еще больше. Витте скоро понял, что получение дополнительных средств за счет печатного станка приведет к еще более негативным последствиям. Ликвидация дефицита бюджета связывалась им прежде всего с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогообложения, с ростом прямых и особенно косвенных налогов. Немалую роль в увеличении статей доходов сыграло введение с 1894 года государственной монополии на продажу винно-водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений в казну. Витте завершил здесь линию, начало которой положил еще Иван Грозный – по его указу из казенных кабаков женам воспрещалось насильственно уводить мужей…

Одновременно Витте занимался подготовкой денежной реформы, имевшей целью введение в России золотого обращения. Он разработал принципы реформы и детальный план ее осуществления. Подготовка проекта происходила в обстановке строгой секретности. Витте продолжил серию конверсируемых займов за границей, задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5- и 6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами и более длительными сроками погашения. Ему удалось это сделать, расширив для размещения русских ценных бумаг французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были займы 1894 и 1896 годов, заключенные на парижской бирже. Это позволило осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля.

Кроме того, система налогов и таможенных пошлин была нацелена на поощрение экспорта. В итоге к 1897 году в казне скопился огромный запас золота. Государственный банк и казначейство заложили в хранилища золотую наличность, обеспечившую почти полное покрытие обращающихся бумажных денег. Таким образом, реформа Витте, поддержанная императором, обеспечила России на 17 лет – до первой мировой войны – фактический размен кредитных билетов на золото. Экономический подъем отныне мог опереться на новую валюту.

Витте одним из первых пришел к пониманию прямой связи устойчивости денежной единицы и общего состояния экономики. Сто лет назад он сделал вывод, который и сегодня актуален как никогда: “Без оздоровления народного хозяйства ценность русской денежной единицы не может быть укреплена никакими чисто финансовыми мероприятиями”.

Не меньший интерес сегодня представляет также понимание Витте роли иностранных инвестиций. “Не о завоевании думают, конечно, иностранцы, когда идут в Россию или помещают в русские ценности свои капиталы, а о предложении временно услуг за известную, разумеется, оплату их. Ничто в мире не дается даром, и, чтобы создать свою промышленность, страна должна нести известные жертвы; но эти жертвы временные и во всяком случае ниже тех выгод, какие достигаются широким применением народного труда и разработкою естественных богатств страны за счет иностранных капиталов.” В тот период предположения Сергея Юльевича оправдались в полной мере: за годы его министерства в Россию было привлечено около 3 миллиардов рублей из-за границы, способствовавших превращению России из страны аграрной в аграрно-индустриальную.

Далеко не полный портрет

графа С.Ю.Витте на фоне

российских реформ пыталась

нарисовать Ольга ГОЛИЦЫНСКАЯ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“М.Е.Г.А.П.О.Л.И.С./НЕГОРО”: ЧЕРНОЕ НА ЧЕРНОМ
У ГРУППЫ “ТЕЛЕВИЗОР” ВЫХОДИТ НОВЫЙ АЛЬБОМ
“КАРМА” РАСПАЛАСЬ В АМЕРИКЕ
ВЗРОСЛЫЙ РЕБЕНОК ЕВГЕНИЙ СТЕБЛОВ
“КЛУБ АГЕНТОВ” ЛЕГАЛИЗУЕТСЯ
НОВЫЙ АЛЬБОМ ВЛАДА СТАШЕВСКОГО
ШАХМАТИСТ В ПОЛИТИКЕ ПОЛИТИК В ШАХМАТАХ
“М-РАДИО” – 5 ЛЕТ В ЭФИРЕ
“ЧЕРНЫЙ КОФЕ” ВОЗРОЖДАЕТСЯ”
ПРО РУССКУЮ ТРУППУ ГОВОРЯТ ПО БИ-БИ-СИ
КОММУНИСТЫ, ВПЕРЕД?
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФРАНЦУЗСКИХ МАСТЕРОВ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЖАНА-СЕБАСТЬЯНА БЕРО
НАСМЕШКИ БОЯТЬСЯ – ВО ВЛАСТЬ НЕ ХОДИТЬ
“АЛЬФА-БАНК” ОСВАИВАЕТ СЕВЕР
ПРЕМЬЕРА “ПЛАЧА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ”
В БОРЬБУ ВСТУПАЮТ ТЯЖЕЛОВЕСЫ
МЫШКА БЕЖАЛА, ХВОСТИКОМ ВИЛЬНУЛА…
THE BEATLES ВЫПУСКАЮТ “ANTHOLOGY VOLUME 2″
ПОЧЕМУ НЕВОЗМОЖЕН “НОВЫЙ КУРС”?
ВСЯ ПРЕТЕНДЕНТСКАЯ РАТЬ
“НЕПРИКАСАЕМЫЕ” ЗАВОЕВАЛИ НИЖНИЙ НОВГОРОД
Альбом Виктора Чайки “Куда ты денешься” увидел свет…
“ПРИЗРАЧНЫЙ ГЕРОЙ” АЛЕНЫ СВИРИДОВОЙ
ТИНА ТЕРНЕР СТАЛА КАВАЛЕРОМ
“ВСЕ ГНИЛО В ДАТСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ…”
Возможен мирный выход из чеченского конфликта
ПОЧТИ ПОЛОВИНА АРГЕНТИНЦЕВ НЕ ЛЮБЯТ МАДОННУ
НОВОСТИ ОТ “КАР-МЭН”
“М-БИС” ПРЕДЛОЖИЛ ЗРИТЕЛЯМ ВСТРЕТИТЬ ДЕНЬ ЛЮБВИ ДВАЖДЫ
ОЛЕГ ГАЗМАНОВ ПРЕДСТАВИТ НОВЫЙ АЛЬБОМ И ВСТРЕТИТСЯ С ЖУРНАЛИСТАМИ
NAZARETH СНОВА В РОССИИ
МАЙКЛ ДЖЕКСОН СНЯЛ КЛИП В РИО
БОЛГАРСКИЕ МУЗЫКАНТЫ ДАДУТ КОНЦЕРТ НА ЭВЕРЕСТЕ
МАКСИМ ШОСТАКОВИЧ В МОСКВЕ
“ЛИЦЕДЕУС ПОМПИЛИУС”


««« »»»