Конец XIX столетия ознаменовался в России проведением важной экономической реформы, которая качественно изменила положение русского рубля, ставшего одной из стабильнейших денежных единиц мира. Эта реформа неразрывно связана с именем тогдашнего министра финансов Сергея Юльевича Витте. Одна из несомненных заслуг Витте, заставивших говорить о нем как о личности исторического масштаба, состояла в том, что он нашел в себе мужество и силы идти против мощного общественного мнения и действовать в соответствии с собственными представлениями о благе государства. В своих “Воспоминаниях” он позднее справедливо писал, что “против этой реформы была почти вся мыслящая Россия: во-первых, по невежеству в этом деле, во-вторых, по привычке и, в-третьих, по личному, хотя и мнимому, интересу некоторых классов населения”.
Родился Сергей Юльевич Витте 17 июня 1849 года в Тифлисе в семье крупного чиновника, служившего в аппарате Кавказского наместничества. Его отец Юлий Федорович был потомком выходцев из Голландии, переселившихся в Прибалтику еще во времена владычества там шведов. Российское потомственное дворянство фамилия получила в середине XIX века.
Получив домашнее образование, Витте экстерном сдал выпускные экзамены в Кишиневской гимназии и в 1866 году поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, где отличился своими незаурядными математическими способностями. По окончании университета в 1869 году он начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения. Уже через год его назначают начальником конторы движения Одесской железной дороги. В эти годы молодой выпускник университета впервые серьезно заявляет о себе – издает книгу “Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов”. Основная идея книги была по тому времени необычайно новаторской: Витте ратовал за установление железнодорожных тарифов не произвольно, а на основе экономического закона спроса и предложения. Внедрение его рекомендаций в эксплуатацию руководимых им дорог позволило значительно повысить их прибыльность.
Авторитет Витте как теоретика и практика железнодорожного дела привлек к себе внимание министра финансов И.А.Вышеградского, который обратился к нему с просьбой представить свои соображения о ликвидации дефицитности казенных железных дорог. Глубоко изучив этот вопрос, Витте заявил, что корень зла – в хаосе, царившем в области тарифов. Он предложил разработать специальный закон, который поставил бы тарифное дело под контроль правительства, и создать в министерстве новый департамент, отвечающий за тарифную сеть железных дорог и регулирование их финансовых отношений с государством. Предложения были приняты. Встал вопрос о назначении их автора главой нового министерского подразделения.
10 марта 1890 года Витте получил это назначение, минуя все ступени чиновной иерархии. И с этого момента началась его головокружительная карьера. Менее чем через год новый начальник департамента был введен представителем от министерства финансов в совет министерства путей сообщения, а вскоре он назначается управляющим МПС. Не прошло и года – и он уже управляющий министерством финансов, а с 1893 года, после ухода из-за болезни И.А.Вышеградского, – министр финансов с производством в чин тайного советника, почетный член Академии наук.
Министерство финансов, которое возглавил Витте, представляло собой конгломерат ведомств. Таким образом, в руках министра сосредоточивалось управление не только финансами, но и промышленностью, торговлей, торговым мореплаванием, народным образованием, коммерческим и аграрным кредитами. Стремительное появление Витте в среде высшей бюрократии и столичного общества произвело сильное, но далеко неоднозначное впечатление. Одним он был симпатичен своей естественностью, других, наоборот, раздражал его нечиновничий тип. Третьи, к которым относился и сам государь Александр III, ценили в нем ясность ума, твердость, умение излагать свои идеи четко и убедительно. А большинство все же считало, что в высшем свете “выскочка” из провинции так и не стал своим. Тем не менее, оказавшись на столь влиятельном посту, фактически являясь вторым лицом в правительстве (первое – сам царь), а потом став первым в истории государства премьер-министром, Витте дал волю распиравшей его энергии. Поле деятельности было обширное.
Общим направлением оздоровления экономики страны Витте избрал усиление государственного хозяйства: не только широкое развертывание железнодорожного строительства, но и сосредоточение дорог в руках государства, а также организация государственных кредитных учреждений и широкая система государственных заказов и субсидий производителям. Вместе с тем он пытался активизировать и частный сектор, ввести новую систему налогообложения, облегчить порядок возникновения и деятельности акционерных обществ.
Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74 миллиона рублей. Расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли, увеличивая дефицит еще больше. Витте скоро понял, что получение дополнительных средств за счет печатного станка приведет к еще более негативным последствиям. Ликвидация дефицита бюджета связывалась им прежде всего с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогообложения, с ростом прямых и особенно косвенных налогов. Немалую роль в увеличении статей доходов сыграло введение с 1894 года государственной монополии на продажу винно-водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений в казну. Витте завершил здесь линию, начало которой положил еще Иван Грозный – по его указу из казенных кабаков женам воспрещалось насильственно уводить мужей…
Одновременно Витте занимался подготовкой денежной реформы, имевшей целью введение в России золотого обращения. Он разработал принципы реформы и детальный план ее осуществления. Подготовка проекта происходила в обстановке строгой секретности. Витте продолжил серию конверсируемых займов за границей, задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5- и 6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами и более длительными сроками погашения. Ему удалось это сделать, расширив для размещения русских ценных бумаг французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были займы 1894 и 1896 годов, заключенные на парижской бирже. Это позволило осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля.
Кроме того, система налогов и таможенных пошлин была нацелена на поощрение экспорта. В итоге к 1897 году в казне скопился огромный запас золота. Государственный банк и казначейство заложили в хранилища золотую наличность, обеспечившую почти полное покрытие обращающихся бумажных денег. Таким образом, реформа Витте, поддержанная императором, обеспечила России на 17 лет – до первой мировой войны – фактический размен кредитных билетов на золото. Экономический подъем отныне мог опереться на новую валюту.
Витте одним из первых пришел к пониманию прямой связи устойчивости денежной единицы и общего состояния экономики. Сто лет назад он сделал вывод, который и сегодня актуален как никогда: “Без оздоровления народного хозяйства ценность русской денежной единицы не может быть укреплена никакими чисто финансовыми мероприятиями”.
Не меньший интерес сегодня представляет также понимание Витте роли иностранных инвестиций. “Не о завоевании думают, конечно, иностранцы, когда идут в Россию или помещают в русские ценности свои капиталы, а о предложении временно услуг за известную, разумеется, оплату их. Ничто в мире не дается даром, и, чтобы создать свою промышленность, страна должна нести известные жертвы; но эти жертвы временные и во всяком случае ниже тех выгод, какие достигаются широким применением народного труда и разработкою естественных богатств страны за счет иностранных капиталов.” В тот период предположения Сергея Юльевича оправдались в полной мере: за годы его министерства в Россию было привлечено около 3 миллиардов рублей из-за границы, способствовавших превращению России из страны аграрной в аграрно-индустриальную.
Далеко не полный портрет
графа С.Ю.Витте на фоне
российских реформ пыталась
нарисовать Ольга ГОЛИЦЫНСКАЯ.