Название у этого театра странное: “ДСВ”. Причем аббревиатуру – “Дом студента на Вернадского” – его участники стараются не раскрывать, предоставляя ее расшифровку зрительской фантазии. Поэтому посетителям приходится самим догадываться, что это такое – написанное с ошибкой ДСП. Но и оно не полное. Потому что “ДСВ” – клуб-театр.
Ребята здесь все делают сами: продают билеты, моют полы, шьют костюмы и – играют в спектаклях. Это некая коммуна, сообщество единомышленников, которым важно не только показать себя, “поиграть” в актеров, но и найти здесь живое общение, которого многие сейчас лишены, друзей. То, что есть такое место, куда вот так запросто можно прийти, согревает душу. В этом, собственно, и заключается смысл работы “ДСВ”.
Пока мы беседовали с Ларисой Александровной Шаевой, художественным руководителем клуба-театра, за стенкой одна из студенток перебирала костюмы – искала те, их которых будут шить наряды к новому спектаклю – “Бесплодные усилия любви” Шекспира (совсем недавно состоялась премьера). На сцене шла его репетиция.
В репертуаре – произведения серьезные: Пристли, Чехов, Шварц, Ленский, из современных – Гремина.
– Вы играете совсем не детские вещи, даже не студенческие. Они могли бы идти во “взрослых” драматических театрах. Такой шаг – достаточно опасный эксперимент.
– Это так. В нашем понимании, спектакль должен быть во всем красивым, чтобы у человека после его просмотра в душе оставалось то хорошее, что ему передали со сцены. Пусть это рискованно, но мы не стремимся делать что-либо популярное. Во всяком случае, не на низком уровне.
Потому и называется “ДСВ” клубом-театром, что в один вечер у нас здесь бальные танцы, в другой – дискотека, сегодня – спектакль, а завтра – выступление музыкальной группы.
Мы организовываем специальные программы – Дни филолога, философа, иняза, но не просто дискотеки, а посиделки с песнями, конкурсами. Для иностранных студентов устраиваем вечер, который называется “Русский чай”.
Театральной студии чуть больше года, и то, что у нас такой репертуар, что зал полон – хороший результат.
– У вас в труппе заняты не только студенты из МГУ…
– Конечно. Ядро студии – молодые сотрудники Культурного центра МГУ, выпускники Московского государственного университета культуры. А вокруг них образовалась группа студентов из МГУ – с журфака, геофака, филфака. Кстати, как раз с ними мы сейчас ставим сказку Леонида Филатова “Про Федота-стрельца, удалого молодца”.
Между тем на вопрос, на что же все-таки существует театр “ДСВ”, Лариса Александровна ответила: “Да ни на что”. Конечно, помогает и Культурный центр, куда он входит, и районная управа “Проспект Вернадского”, но полноценного финансирования нет. Поэтому все, что здесь делается, ценится вдвойне.
Например, очень интересным образом здесь появились костюмы. Пару лет назад один студент через множество знакомых узнал, что раздается огромный склад одежды “сэконд-хэнд”. И из ангара, где вещи лежали почти до потолка, Шаева с ребятами вывезли два “рафика”, забитые тем, что впоследствии стало сценическими костюмами.
Декорации тоже делаются своими силами. В спектакле “Время и семья Конвей” по Пристли есть камин, который смастерил и привез из Тулы отец одного из актеров, и плетеный половичок, сделанный участницами театра.
“ДСВ” – театр студенческий, но это, скорее, не расслабляет, а обязывает. Тут какая-то совсем иная атмосфера. Ребята – сами себе хозяева. Им здесь комфортно, хорошо. Это их “парник”, как говорит Шаева. Они самостоятельно выбирают репертуар – и в хорошем вкусе им не откажешь, а вот все попытки худрука предложить поставить Петрушевскую или Коляду успехом не увенчались.
Удивительное дело: перед началом спектакля, уже сидя в зале, я рассматривала пришедших. Вот это явно те, кто приходит сюда не в первый раз, здесь несколько человек, пришедших, судя по всему, из общежития, значит, “свои”. А вот те, кто еще только знакомится с театром. Но им всем одинаково интересно, что представляют на сцене их сокурсники, друзья. И с равной любовью и те, и другие смотрят на необычный символ театра – петуха Офика (раньше он звался Офелией, но как только начал кукарекать, ему срочно сменили имя), исполнителя одной из ролей в “Сахалинской жене” Елены Греминой – ему здесь вполне вольготно.
Гаснет свет. Начинается спектакль. И в общей тишине слышны поскрипывание стульев и шепот. Это обмениваются мнениями сидящие рядом: что еще вырастил “ДСВ” в своем “парнике”? Чем удивит сегодня?
Анна ПОПОВА.
Фото из архива театра-клуба “ДСВ”.