Городской романс Ларисы Голубкиной

“Искусство связанных рук не любит. К искусству надо подходить со свободными руками. Искусство – это подвиг и тут надо все забыть, все отдать”, – эти слова принадлежат известному скульптору Анне Голубкиной. Их знает и разделяет ее внучатая племянница Лариса ГОЛУБКИНА.

Но упаси нас Бог подумать, что известная актриса прикрывается авторитетом знаменитой родственницы. Просто у них общие взгляды на роль женщины, занимающейся творчеством.

Студентка факультета музкомедии ГИТИСа Лариса Голубкина, до института закончившая музыкальное училище, считала своим призванием только театр и не собиралась изменять ему. Но на третьем курсе в ее жизнь ворвалась Шурочка Азарова – героиня фильма “Гусарская баллада”. И вот уже несколько поколений кинозрителей следят за героическими приключениями кавалерист-девицы, задорно поющей гусарский романс “Давным-давно”. Кстати, музыкальный спектакль “Давным-давно” был поставлен в Театре Российской армии в расчете именно на Ларису Голубкину – в этот театр она пришла после окончания ГИТИСа.

Почти всех киногероинь Ларисы Голубкиной отличают сила воли, отвага, решительность в сочетании с застенчивостью, женственностью, мягкостью. Пример тому – ее работы в фильмах “День счастья” И.Хейфица, “Дайте жалобную книгу” Э.Рязанова, “Освобождение” Ю.Озерова

Сегодня она очень много ездит – с концертными выступлениями и со спектаклями. Заниматься “тиражированием” своего творчества ей недосуг ни сейчас, ни раньше. Увы, Андрею Миронову и Ларисе Голубкиной не довелось вместе петь в кино или на сцене. Творческий дуэт был сугубо семейным.

Сегодня праздники Лариса Ивановна любит отмечать с дочерью Машей – Марией Андреевной Голубкиной, актрисой кино и театра, и зятем Николаем Фоменко, популярным шоуменом и актером. А центр внимания всей семьи – внучка Настя.

Совсем недавно состоялась премьера спектакля-антрепризы “Автопортрет архангела Рафаила”, где актриса сыграла учительницу русской литературы – слабую и одновременно сильную женщину. Героиня Голубкиной убеждается, что небесная сила незримо присутствует в сегодняшней жизни, помогая тем, кто в этом нуждается. Что, как не она, разрушило планы современного коммерсанта от искусства, желавшего заполучить у школьной учительницы картину “Автопортрет архангела Рафаила”?

А теперь слово нашей собеседнице.

У времени в плену

– Я всегда удивлялась в юности, когда взрослые говорили: “Вот мы были не такие, как вы, мы в молодости были лучше вас”. Но только теперь я понимаю, что они имели в виду, произнося эти слова. Они не были лучше нас, мы не были хуже их. Но для каждого времени, для каждого поколения есть собственные законы поведения – на улице, в метро, дома с родителями. Неписаные законы существуют в каждой профессии, в любой рабочей обстановке – будь то химическая лаборатория или сцена.

Я не спорю с нынешним временем, не осуждаю его. Я только жалею о том, что сегодня актер – будь это в театре, кино, на эстраде – забывает, зачем он выходит к зрителям и выносит на люди эстетику кухонных разборок. Мне могут возразить, что вот, мол, постарел человек и потому ворчит, говорит глупости. Но мне всегда казалось (и нас так учили), что сцена требует возвышения, приподнятости над заземленным, обыденным, привычным. Не случайно сама сцена выше зрительного зала. Актер, выходящий на сцену, надевает котурны, то есть и сам свою душу воспитывает, и пытается воздействовать на душу зрителя. Наше дело – не засорять душу, в которой осел мусор, накопилась грязь жизни, а помогать процессу очищения, просветления.

Нынешнее время – жесткое, жестокое даже, и его металлический звук слышится на современной сцене. Уверена, что если начинающему актеру растрепать, растерзать свою душу в погоне за гонорарами, то ее не хватит надолго. Да и “наколоченных” денег тоже на всю жизнь не хватит. Самое грустное, что жестокость умножает жестокость, жестокосердные зрители становятся поклонниками жестокосердных кумиров.

Я жить могу, только если пою

– Студенткой я пять лет занималась у замечательной певицы, солистки Большого театра Марии Максаковой. К сожалению, я не стала серьезной певицей, не оправдала надежд Марии Петровны. Но и эстрадной певицей не стала, выбрав для себя камерный жанр – городской и старинный романс. Но я также большая поклонница цыганского исполнения. Не люблю, когда подражают манере, поют словно понарошку, без души. А цыгане уж если поют, то сердце, душу свою разрывают. Некоторые романсы я раньше стеснялась откровенно петь. В силу молодости, наверное, некая инфантильность довольно долго была мне присуща. Теперь я возмужала! (Смеется. – М. Б.). И знаю, как важно проживать то, о чем поешь, тогда и слушатель тебе сопереживает, тогда слушатель – твой.

Мне кажется, что я и жить-то могу, только если пою. И не надо какого-то количества выступлений, концертов. Бывает достаточно того, что я иногда просто иду и пою – и мне уже хорошо. Могу петь в гримерной, в машине за рулем, где угодно. Меня спрашивают: у тебя хорошее настроение? А я просто не могу существовать иначе. А вот если вдруг что-то с голосом не в порядке и я не могу петь, тогда настроение просто ужасное.

Если бы я была смелее в свое время, следовало бы серьезно заняться голосом, поступить в оперу – неплохое, наверное, получилось бы сочетание актерского мастерства и вокала.

Без дам

– У меня не было близких подруг. Да их и не могло быть. Я снялась в “Гусарской балладе” двадцатилетней, и после этой роли меня уже воспринимали как известную актрису. Притом, по собственному ощущению, я оставалась такой, какая есть. Хотя, впрочем, есть у меня подруга детства, она закончила технический вуз. В моей жизни всегда были друзья-мужчины, с ними легче ладить, договориться о чем-либо. И, конечно, длинная жизнь с Андреем дала определенный круг друзей. Андрей обладал способностью объединять всех, даже если собиралось в доме 20 – 30 человек. И всегда всем было весело. А вот в дамских вечеринках никогда не участвовала: “Девчонки, выпьем винишка, закурим, поговорим про мужиков”, – вот такого не было.

Могу смело сказать, что ладить с людьми мне удается. Причем это моя, может быть, основная тема в жизни. Думаю, что могу говорить с любым человеком, даже злым. Потому что я пытаюсь всегда понять другого, не ставить себя выше кого бы то ни было, не вступать ни с кем в открытый конфликт. Если человеку не ответить на его грубость, хамство, он мгновенно теряет эти качества. Уверена, что люди, сознательно совершающие зло, тем самым себя же уничтожают. Если не откликаться ответными репликами на злобные выпады, самому не злиться, то тем самым сможешь защитить себя и других от разрушительного зла.

Начни с себя

– Сейчас оправдывают невероятную разболтанность, безалаберность, необязательность людей какими-то невероятными катаклизмами, которые несут с собой конец века и второго тысячелетия. Значит, если все рушится, валится, то и люди должны потерять человеческий облик? Не согласна с этим. По-видимому, кому-то выгодно расшатать все и вся. Для чего это делается, станет ясно впереди, если доживем.

Почему же мы в своей родной стране так не ценим друг друга, не ценим саму жизнь?..

Я считаю, что каждый человек самим своим существованием может противоборствовать современному смещению нравственных ориентиров. Например, я не могу банк создать, дом построить, продавать что-то с прибылью для себя. Но не быть хамкой, помочь тому, кто рядом, когда он в этом нуждается, я же могу. Кажется, так просто. Но как нелегко на самом деле!

Нет, нельзя все сваливать на время и обстоятельства. Может, я идеалисткой покажусь, но сегодня каждый должен критически посмотреть прежде всего на самого себя, на собственное поведение, отношения с другими людьми. Ну не общественное же движение создавать под лозунгом: “Ребята, давайте не хамить друг другу”?!

Если должна быть пропаганда, то только хорошего. А всему жестокому, злому должен быть дан контрответ. Сегодня, когда все разрешено, все позволено, этот контрответ давать обязано искусство.

Монолог актрисы записала Маргарита БАДМАЕВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Как у Шекспира, но еще сильнее
ВЕСЕННЕЕ ОБНОВЛЕНИЕ
Из тьмы времен
ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША
У наследника престола душа горит
ПИВО ДЛЯ ВСЕХ
“МУМИЙ ТРОЛЛЬ” В НИКОЛАЕВЕ
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ “ПУШКИН” КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ
Коротко
МПС НЕ СОБЕС
Привет, редакция “Музыкальной Правды”!
РУССКИЕ В НИЦЦЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И СТАРИННАЯ РЕЦЕПТУРА – ВОТ СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА БАДАЕВСКОГО ПИВОВАРЕННОГО ЗАВОДА
Уикенд


««« »»»