Из тьмы времен

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открыта удивительная выставка – “Под сводами римских катакомб” – первый показ огромного цикла акварельных копий, сделанных в конце XIX века с раннехристианских росписей римских катакомб русским художником Федором Рейманом.

Катакомбы – подземные некрополи первых христиан были вырыты в течение I – IV вв. В окрестностях Рима их открыто более 50, общая длина ходов достигает 600 километров. Захоронения располагались в несколько этажей, и глубина их достигала 25 метров. Стены и своды катакомб расписывались фресками, изображавшими христианскую символику, библейские сцены. Мы уже никогда не узнаем имен художников, работавших под землей на протяжении нескольких веков. Но по работам их можно проследить, как формировалась христианская иконография. Самые ранние фрески мало отличаются от росписей богатых римских вилл и языческих склепов – те же изображения зеленых гирлянд, виноградных лоз, крылатых гениев, ландшафтов. Христианские персонажи напоминают обычных римлян: добрый пастырь – пастушок, несущий на плечах ягненка, Богородица – римская матрона с ребенком. Но постепенно кристаллизуются уже чисто христианские композиции: “Адам и Ева в раю”, “Даниил во рву львином”, “Три отрока в пещи огненной”… Фрески писались чистыми, радостными красками, впрочем, как они выглядели две тысячи лет назад, судить трудно: подземная сырость съела их почти целиком.

В конце позапрошлого века (так теперь мы будем называть еще недавно “прошлый” XIX век), когда еще что-то сохранялось на стенах и сводах катакомб, древними фресками заинтересовался русский ученый профессор И.В.Цветаев (1847 – 1913), создатель нашего любимого ГМИИ. Филолог-антиковед по образованию, он многие годы изучал римские древности и мечтал издать атлас раннехристианских росписей. Этой идеей он увлек своего друга, художника Федора Петровича Реймана (1842 – 1920), известного редким талантом документально копировать археологические памятники. Рейман уехал в Италию и в 1888 году приступил к работе. Окончил ее он через 12 лет! То, что он сделал, можно назвать подвигом во имя науки и искусства. Слово профессору И.В.Цветаеву:

“…Сама мысль предпринять копирование живописи катакомб при неизбежных условиях мрака, нередкой сырости, холода и одиночества на целые версты кругом, сначала вызвала общее недоверие в Риме… Но прошел год, …а русский живописец и не думал об оставлении катакомб. К прискорбию, …совершенствуясь в технике копирования подземной живописи, исполнявшегося среди обегавшего мрака лишь при свете лампочки; достигши точности в своих копиях, прославивши своим беспримерным подвижничеством Русское имя… и ставши в Риме особого рода знаменитостью, Рейман испортил в темноте катакомб свое зрение и нажил в душной, нередко сырой и холодной атмосфере тяжелые болезни”.

117 акварельных листов, выполненных Ф.Рейманом, не просто красивы, но скрупулезно точны с научной точки зрения: переданы все цветовые оттенки, особенности авторских мазков, трещины и осыпи штукатурки. И пусть большинство изображений дано в уменьшенном масштабе, ценность их чрезвычайно велика, особенно в наши дни, когда сохранность зафиксированных художником фресок значительно ухудшилась. К сожалению, издать задуманный Цветаевым альбом не удалось. Целый век уникальные акварели пролежали в запасниках, впрочем, в идеальной сохранности. Выставка в ГМИИ – это первый их показ, первая научная публикация. Она продлится до 9 мая 2000 года.

Олег ТОРЧИНСКИЙ.

На снимках: “Адам и Ева”. III в. “Богоматерь с младенцем”. III в. Римские катакомбы.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Как у Шекспира, но еще сильнее
ВЕСЕННЕЕ ОБНОВЛЕНИЕ
ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША
Городской романс Ларисы Голубкиной
У наследника престола душа горит
ПИВО ДЛЯ ВСЕХ
“МУМИЙ ТРОЛЛЬ” В НИКОЛАЕВЕ
Привет, редакция “Музыкальной Правды”!
РУССКИЕ В НИЦЦЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И СТАРИННАЯ РЕЦЕПТУРА – ВОТ СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА БАДАЕВСКОГО ПИВОВАРЕННОГО ЗАВОДА
Уикенд
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ “ПУШКИН” КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ
Коротко
МПС НЕ СОБЕС


««« »»»