Конечно, успех у массового зрителя давно уже не является критерием хорошего кино. Зато это необходимое условие для развития кинопроцесса. Реакция зала порой пугает. Например, в фильме “Брат” сцена в трамвае, где главный герой очень не политкорректно разбирается с двумя бандитами “кавказской национальности”, вызвала у публики искренние аплодисменты и возгласы одобрения. Очевидно, что зритель хочет смотреть “свое русское кино”, поэтому так радостно хохочет публика над фильмом “Не валя дурака”, в котором герои как раз весь фильм дурака и валяют, а сюжет практически не поддается пересказу. Но зато – ни одного трупа, а только добродушное русское пьянство.
Показательна в этом смысле история с фильмом “Шизофрения”, который демонстрировали в самом конце фестиваля. Зал был полон, и практически никто с просмотра не ушел. Все, как привязанные, смотрели очень длинный и очень путано-скучный фильм, проанонсированный как политический триллер. Всех, впрочем, интересовало, кого конкретно вывели создатели фильма в образе банкира Лозовского, занимающегося нефтебизнесом и возглавляющего группу банков “Круг” – Березовского или Гусинского. На следующий день фестивальная публика собралась на пресс-конференцию, в основном чтобы посмотреть на опального генерала Коржакова, который консультировал это кино в качестве специалиста по безопасности. Зал немедленно превратился в политический митинг, на котором создатели фильма обвиняли правительство в массовых убийствах, а кинокритики пеняли режиссеру фильма Сергееву за некорректный выбор консультанта.
Для исполнителя главной роли и сценариста фильма Александра Абдулова важнее коммерческого успеха было высказать свое отношение к современной жизни. Жаль, что выражено оно столь нечленораздельно.
Вечером этого же дня г-н Абдулов подошел к столику в кафе, за которым сидела американка – профессор-славист, выступавшая на пресс-конференции с недоумением по поводу включения в игровой фильм реально действующих политиков, и высказал все, что он думает про ее родину. Дама не все поняла из сказанного, но очень испугалась выражения лица известного актера и стоявших за его спиной крутых парней. Впрочем, у Александра Абдулова еще будет возможность подискутировать с иностранцами на московском фестивале, где он уже будет выступать в роли хозяина.
Алена НИКОЛАЕВА,
“Сегодня”.