Стрельба по мишеням была главным сюжетом завершившегося фестиваля в Сочи. А корреспондент одной из газет превратил свое профессиональное фиаско в бомбу, начиненную известно чем. Поэтому мы публикуем не только итоги фестивальных конкурсов, но и беседу с Марком РУДИНШТЕЙНОМ о фестивальных проблемах.
– Скандал, который старательно раздувала молодежная газета, заставил меня обратиться к вам с вопросом, существует ли на самом деле проблема взаимоотношений прессы и фестиваля?
– С считаю, что сегодня этой проблемы нет. Есть конкретная ситуация взаимоотношений фестиваля с одной из газет. Я ощущаю себя в ней, как безоружный человек перед каратистом. Потому что ни на какой выпад ответить невозможно: газета настолько непорядочно себя ведет, что теряешься. С одной стороны, все уговаривают не обращать внимания. С другой – эта газета имеет большой тираж. И если внутри фестивального сообщества ею напечатанное просто вызывает брезгливость, то на уровне страны, где газету читают люди, с ситуацией незнакомые, Рудинштейн, якобы обещавший набить морду корреспонденту, выглядит хулиганом, покусившимся на свободу слова. Дошло до того, что они написали: Рудинштейн нарушил закон о СМИ, покусился на права независимого журналиста. А я всего-навсего предложил редакции оплатить аккредитацию своего корреспондента, чтобы у меня уже не было никакого права спрашивать у него, зачем он врет. Ну что мне теперь с ними – судиться? Времени нет. И весь ужас в том, что эта безнаказанность дискредитирует в какой-то степени дело, которым я занимаюсь.
– В связи с этим встает вопрос о статусе фестиваля. Сейчас, несмотря на то что вы отошли от прямого руководства “Кинотавром”, все равно считаетесь его хозяином. Вы принципиально хотите сохранить статус независимого от государства фестиваля?
– Это ложное мнение, что я хозяин “Кинотавра” и здесь происходит только то, что захочет левая нога Рудинштейна. Я давно по многим вопросам не контролирую ситуацию – нет необходимости. Хочу ли я сохранить независимость? Спрашиваю: от кого? Со времен первого фестиваля у нас в стране изменилось все. Раньше мы говорили про независимость от государства, теперь мы больше стремимся к независимости от денег, которые даются на фестиваль. Сейчас мы считаем, что на него должно обратить внимание государство. Еще должно быть общее положение об аккредитации, должны быть бесплатно приглашены такие издания, как “Искусство кино” и некоторые другие, чье присутствие на фестивале просто необходимо. Все должно быть, как во всем мире, и мы к этому обязательно придем. Если говорить о статусе, то сегодня я бы очень хотел, чтобы “Кинотавр” имел статус государственного фестиваля.
Ирина ЛЮБАРСКАЯ,
“Общая газета”.