В Центральном Доме художника (ЦДХ) на Крымском валу прошедшей зимой состоялась выставка под девизом “В поисках современного жанра”. По сути это был итог двухлетней напряженной работы галереи “Союз Творчество” и ее расторопного президента О.П.Калмыкова, человека судьбы непростой, но нашедшего себя.
Родился и вырос он в московской коммуналке. С детства тянулся к искусству: сколько себя помнит, всегда рисовал, лепил, резал… Оформлял стенгазеты в школе и ленкомнаты в армии. Рисовал плакаты и изготавливал декорации. Одно время много работал по оформлению пионерских лагерей – “заселял” территории своими скульптурами из высоких пней, а помещения – резными панно. Много повидал, колеся по стране, плотничал, шоферил. Калымил и… всегда крутился среди художников. Его работы по дереву экспонировались в ЦДХ. Заочно 12 лет учился в институтах, так и не закончив ни одного. А в начале 90-х начал заниматься малым предпринимательством. Ради дела бросил пить и закодировался у Довженко на 5 лет – в рот не берет уже почти 8. После 26-летнего “стажа” ярого курильщика около 6 лет не курит.
Когда с “демократизацией” страны и всеобщей “прихватизацией” распалась Ассоциация творческой молодежи Москвы, созданная при МГК ВЛКСМ в 1989 году для поддержки студентов художественных вузов столицы, оставшиеся разобщенными и неприкаянными художники обратились к Олегу: “Возьмись, Петрович, ты мужик деловой…” Он нашел спонсоров и организовал выставку в ЦДХ! Потом там же еще и еще (недавно закрывшаяся была седьмой!). На каждой – по 30 – 40 художников!
Но в 1993 году последний спонсор (грек Маркос из “Лотто-Миллион”) “слинял”, и Олег Петрович остался один. Однако решил продолжить дело, уже захватившее его, арендовал небольшое помещение и “кусочек” гардероба в Москомархитектуре и полностью посвятил себя выставочной деятельности!
– Сначала, – говорит Калмыков, – это был базар. Я просто вывешивал все те картины, которые мне приносили. Но за год такого базара, поисков методов работы и внутренней борьбы с собой понял, что надо делать галерею. Надо собирать художников, пестовать их, ездить по мастерским, записывать их данные, звонить, теребить. А к концу 1994 года пришел к мысли, что надо организоваться официально…
В начале 1995 года было зарегистрировано некоммерческое, негосударственное учреждение культуры “Союз Творчество”. С того времени в самом центре Москвы, в довольно выгодном для всех месте (здесь бывают люди сведущие, которые могут оценить настоящее искусство) состоялось более 80 двухнедельных выставок самых разных художников – от маститых до молодых – из столицы и области, со всей России и стран СНГ. Причем абсолютно бесплатно и для художников, и для зрителей!
– Начинать было непросто, – улыбается теперь Олег Петрович, – некоторые не хотели давать работы. Что, мол, вы там, в гардеробе, андерграунд, подвал… Но сейчас 97-й год у меня уже расписан весь до конца, а потенциально двухнедельные выставки распределены и на 98-й. Кстати, я принимаю не только – , а вообще все. Было бы интересно!
Спрашиваю его о трудностях.
– Финансовые! – восклицает он. – Не учите меня жить – помогите материально. Ведь это все – на моих плечах. Хорошо, у меня жена – истинный друг. Понимает меня и помогает во всем. Работает со мной, поддерживает. Она бухгалтер и делопроизводитель – вот эту картотеку завела. Умеет разговаривать со всеми, душевный человек. А главное: я трачу наши совместные деньги, а она смотрит на все спокойно. Ну, и ладно, говорит…
Каковы же планы и перспективы у этого неординарного человека?
– Сейчас я пытаюсь создать АРТ-агентство для художников – их в моем окружении уже более 350 человек. Будем заключать официальный договор и гарантировать качественное исполнение любого художественного заказа (по нашей картотеке можно подобрать художников) – это с одной стороны, а с другой – гарантировать оплату работ художников…
Олег Петрович изложил и свое философское видение проблемы:
– Хочу отразить и сохранить в памяти потомков тот тончайший культурный слой конца XX столетия, из которого вырастет могучее дерево будущего. Ведь сколько имен! И хотелось бы, чтобы никто в будущем не забывал, кто был предтечей.
Безусловно, очень это непросто, перелопатив за два года три сотни фамилий, характеров, методов работы и еще Бог знает чего, выбрать сорок, соединить их и представить вместе. Да так, чтобы разноплановые творцы, объединенные одной идеей, смотрелись единым многокрасочным потоком времени. Олегу Петровичу это удалось – не зря же он учится теперь в Российской Академии государственной службы, где изучает психологию управления и пишет диплом на тему “Психология творчества”.
– Российское искусство живет и продолжается. И не умрет никогда, – говорит Калмыков. – Каждый художник – творец от Бога, каждому мастеру дан Божественный дар, и нет вины художника, если другой человек его не понимает. Не каждому дано понять каждого. Но у каждого творца найдется свой ценитель. Поэтому не говорите никогда, что есть плохие художники – вы покопайтесь в себе, в своей душе, посмотрите – может быть, вибрация его души не в вашем унисоне. Значит, это не ваш художник – ну, пройдите мимо. Вы найдете своего. А этого художника найдет свой ценитель…
Галерея “Союз Творчество” приступила к подготовке красочного каталога “Тысяча имен в третье тысячелетие”, как энциклопедия современной живописи, и приглашает к сотрудничеству художников самых различных школ и направлений. со всей страны.
Леонид ТРИЗНА.
На снимке: Олег и Ирина Калмыковы в своей галерее.