ПОЕХАЛ ЗА БАЛАЛАЙКОЙ, А ВЕРНУЛСЯ НА КОНЕ

Он действительно девятилетним мальчишкой отправился в райцентр, чтобы на заработанные своим трудом деньги купить себе балалайку. Купил. Научился играть. Веселыми частушками или же, наоборот, очень жалостливыми песнями (“Как на кладбище Митрофановском / Отец дочку зарезал свою…”) развлекал односельчан. А поскольку он этих односельчан еще и любил копировать, изображать и передразнивать, то заработал от них клички Кривляка и Чудачок. Однако именно отсюда ведет отсчет своей творческой биографии народный артист Евгений Семенович Матвеев.

Он рос в степном украинском селе Чалбасы (ныне Виноградово) на Херсонщине, в доме матери, простой украинской крестьянки. Отец был русским, но он его не помнит. Вот почему отрок Евгений до зрелых лет не умел говорить по-русски. И когда пришла пора учиться на настоящего артиста, российские театральные училища по этой причине оказались для него закрыты. Но и учеба в киношколе при Киевской киностудии под руководством самого Александра Довженко, согласитесь, тоже кое-чего стоит. Теперь Евгений Матвеев считает себя русским артистом, но с украинскими корнями. А Россия и Украина взяли да разделились. Армию поделили, флот делят, может, нам и Матвеева тоже поделить?

Конь, упомянутый в заглавии, это, конечно, метафора. В том смысле, что победителю пристало возвращаться на родину на белом коне. Матвеев по духу своему – победитель, и конь ему полагается, да только где теперь взять белого коня?

Кони были в его жизни. И немало. Сколько раз он гарцевал и лихо скакал перед нами на экране!

Но в его жизни они играли скорее роковую роль. На взлете своей кинематографической карьеры после падения на съемках с коня он стал на два года инвалидом. После головокружительного кувырка с тачанкой еще через несколько лет он стал пенсионером по инвалидности. Ходил в корсете. Слава Богу, выкарабкался!

Но долгое время сниматься было тяжело – боли не отпускали. Решил попробовать себя в режиссуре – и остался в ней навсегда. У него есть все основания называть теперь себя профессиональным кинорежиссером: как постановщик он создал уже более десяти картин.

Недавно, в канун его 75-летия, я спросил у него:

– Евгений Семенович, а вот интересно: если бы вы с коня не упали, стали бы режиссером?

– Стал бы! – убежденно сказал он. – Я давно уже об этом мечтал. Но до поры до времени знали об этом только я сам да моя подушка.

С 1967 года, когда Матвеев поставил свой первый фильм (“Цыган” по повести А.Калинина, сам же и сыграл Будулая), жизнь его пошла по новому руслу, точнее – по двум: как актера и как режиссера. В его фильмах они соединялись: почти во всех картинах режиссера Матвеева снимался актер Матвеев, чаще всего, в главных ролях. Было бы странно, конечно, если бы режиссер Матвеев не замечал такого исполнителя. Да и кто бы еще мог лучше и точнее донести характер, выношенный и взлелеянный им как постановщиком? Вряд ли кто усомнится, что Евгений Матвеев – актер блистательный. И доказал это еще задолго до того, как сам стал ставить фильмы.

Его Макар Нагульнов из “Поднятой целины” (по сию пору любимый персонаж Матвеева, там-то он и грохнулся первый раз с коня) произвел в свое время настоящий фурор. Зрители специально ходили смотреть Матвеева-Нагульнова, пресса писала восторженные отзывы, а именитые его коллеги в звездном ранге поняли, что надо потесниться на Олимпе. Взрывной, необузданный темперамент матвеевского героя, его непредсказуемые поступки, бешеная страстность и в то же время необычайные чистота, целомудренность и цельность – как свободно в этой взбаламученной стихии купался исполнитель, находя те точные актерские приспособления, которые и отличают настоящего мастера. В этой удаче просматривается некий перст судьбы, потому что Макар Нагульнов был любимым героем Матвеева с детских лет, а став актером, он мечтал его сыграть.

Актеру удалось счастливо переступить тот порог, о который спотыкаются многие исполнители в начале пути, когда после удачной роли за ними намертво закрепляется то или иное амплуа и затем усиленно начинает тиражироваться.

Параллельно с “Поднятой целиной” Матвеев снимается в роли Нехлюдова в “Воскресении”. Он называет это самым интересным временем в своем творчестве: “Я в буквальном смысле прыгал “из грязи в князи”: то надевал просоленную потом гимнастерку, то накрахмаленное белье, то чуть ли не лаптем хлебал, то ел из серебряной посуды. Такое счастье бывает редко: такие полюсные образы, море перевоплощений…”

Другие его любимые роли – дядя Володя в “Родной крови” и Захар Дерюгин в поставленных им картинах “Любовь земная” и “Судьба”. И еще – маленькая роль главкома Сорокина из “Хождений по мукам” Г.Рошаля. Эта роль была раньше “Поднятой целины”, и по духу Сорокин – это как бы Нагульнов в кресле командующего. Те же плещущие через край страсти, огненный взор, удаль. Матвеев любил эту роль всегда, но теперь дивится происшедшими с ней метаморфозами: играл отрицательного персонажа (Сорокин был за советскую власть, но без коммунистов), а теперь оказалось, что он герой положительный.

Впрочем, бывали превращения и похлеще. Матвеев с ходу заводится, когда его начинают спрашивать, зачем он играл такую бяку, как Брежнев, в озеровском фильме “Солдаты свободы”. Не потому, что сожалеет о сыгранной роли (для него это роль как роль, каких он переиграл во множестве), а потому, что его этим вопросом уже достали. В свое время не было издания, которое бы на самом видном месте не поместило крупный портрет Матвеева с широкими бровями в роли будущего генсека. Не потому, как вы догадываетесь, что так они вдруг возлюбили Матвеева – все торопились отметиться и похвалить, чтоб верхи заметили. Теперь так же спешат охаить за то же самое.

Матвеев один из тех, кто не спешит отказываться от своего прошлого. Он не жег на показ свой партбилет, с гордостью носит многочисленные награды и почетные звания, полученные от советской власти. Потому, считает, что заслужил, и великим прошлым своей страны гордится. Хотя не чужд и тщеславия другого рода: на видном месте в его кабинете висит какая-то грамотка на английском языке; она свидетельствует, что Евгений Семенович Матвеев является почетным гражданином американского города Балтимор. Оказывается, по его фильмам балтиморцы изучают русский язык.

Его отношение к сегодняшнему дню лучше всего, наверное, могла бы выразить цитата: бывали времена и похуже, да не было подлей! Полнее и определенней это отношение выражает его творчество. Устами Матвеева его герой Мухин говорит: “Как жили раньше, жить нельзя. Но и как сегодня живем, – невозможно”. Герои его последних картин “Любить по-русски” и “Любить по-русски-2″ тем многим и полюбились, что они люди действия и борются со злом не только словами. Могут и из пушки пальнуть.

– Я совсем не хочу того, – говорит Матвеев, – чтобы вернуть все, как было. Я не считаю, что мы в тупике, но меня страшит, что мы идем в направлении бездуховности. Растет поколение с опустошенной душой. Не читающее ничего, кроме журналов с голыми задницами. Куда мы их зовем – в пещеры? Старую пропагандистскую машину сломали, новую не создали. Где детские организации, где молодежные? Поэтому дети сейчас и бегают, как телята, задравши хвост, по полю.

Особенность дарования Евгения Матвеева и его художническая позиция в том и состоят, чтобы нести на экран надежду. Он создает образы народные – чистые и светлые. Он говорит: смотрите, люди, как вы сильны, красивы, душевно богаты!

И глядя на его героев, действительно хочется распрямиться, вздохнуть полной грудью и не прятать взор от превратностей жизни…

Ярослав ЯРОПОЛОВ.

На снимках: Женя Матвеев – школьник; кадры из фильмов “Поднятая целина”, “Емельян Пугачев”, Любить по-русски”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КАНН IV: ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО МУДРОСТИ ЖЮРИ
ИССЛЕДУЕМ НЕВРОЗЫ МОЛОДЫХ, КОНВЕРТИРУЕМ В ГАЗЕТУ СОБСТВЕННЫЕ БОЛЯЧКИ
ЖАННА (“Блестящие”)
“ДИКТАТОР ЛЮБВИ”. КАК ОСТАТЬСЯ РОМАНТИКОМ ПО ЖИЗНИ?
ПРЕДЕЛЬНУЮ СКОРОСТЬ ВРУБИВ, С НАДЕЖДОЮ СМОТРИМ МЫ ВДАЛЬ
ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ ВОССТАНОВИ ГОЛОСОМ
“МАШИНА ВРЕМЕНИ” ЗАПИШЕТСЯ БЕЗ НАЛОЖЕНИЙ
ПОП-ЧЕСЫ В ИРКУТСКЕ
ФОКСИ БРАУН НАКАЗАНА ЗА ПЛЕВОК
GARY MOORE – DARK DAYS IN PARADISE
ПРОДЮСЕР ДЕМИДОВА
ПРИМИТЕ КНИКСЕН ОТ ПРАВОВЕРНОГО ПИЖОНА
ДО ЧЕГО МЫ ДОКАТИЛИСЬ, ДРУЗЬЯ!
Приветик, “МузПравда”!
Предупреждаем сразу: это наезд!!!
Салют, “МузПравда”!
НАЙТИ СЕБЯ
ЛИТОВСКИЕ ДЮНЫ СКУЧАЮТ ПО РУССКОЙ РЕЧИ И ЖДУТ НАС В ГОСТИ
ФЛЕЙТА ПАНА, СКРИПКА ЭР ХУ
ПЕРФОРМАНС ДЛЯ ЦАРИЦЫНА
ЕВРОРЕМОНТ ДА КОНЦЕРТЫ
НЕБОГАТЫЙ УРОЖАЙ
ОРКЕСТРАНТОВ – ПОЛТОРЫ ТЫЩИ!
ВCЕМИРНЫЙ ВИОЛОНЧЕЛЬНЫЙ
СЛЮНЯВЫЙ ЖУРНАЛИСТ
С БАЛКОНА НИКОГО НЕ СБРОСИЛИ
В СОЧИ РЕШИЛИ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА КИНО
БОЛЬШИНСТВО РОССИЙСКИХ ФИЛЬМОВ ФЕСТИВАЛЯ НАЙДЕТ СВОЕГО ПОТРЕБИТЕЛЯ
НА “КИНОТАВРЕ” СТРЕЛЯЛИ ОДНИ, А ПОПАДАЛИ ДРУГИЕ
ВИКТОР ЧЕРНОМЫРДИН, DEUS EX MACHINA
МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ БОЛЬШОГО ФЕСТИВАЛЯ
ЭЛЕГИИ ЗАТВОРНИКА
ВСЕ ТОТ ЖЕ АЛЕКСЕЙ БАТАЛОВ


««« »»»