Среди мероприятий, открытых для публики, особый интерес вызвали опыты, посвященные интерактивности, актуализированной среди подростков (но не только) стихией популярных видеоигр. Участники дней интерактивности в фестивальном центре могли испробовать на себе различные формы взаимодействия и с экранными образами, и с трехмерной виртуальной реальностью.
Элементы интерактивности были присущи и программе «Storyscapes» (что можно условно перевести, как «повествовательные ландшафты»), которая проходила под эгидой одного из главных спонсоров фестиваля – джина Bombay Sapphire. Среди пяти представленных проектов этого популярнейшего раздела международное жюри отдало предпочтение «Двери в темноту» Мэри Роуз и Мей Абдалла. Обосновывая свой выбор, жюри отмечало: «В ошарашивающей среде медиа, где мы пытаемся не утерять контроль за происходящим, мы выделили работу, которая на уровне ощущений восстанавливает связи с ценностями свободного потока жизни. Это произведение предлагает рационально, эмоционально и буквально отбросить весь нами накопленный багаж и ступить в пустоту. В этой пустоте мы теряем ориентацию, рискуем, выбираем и вновь находим себя обновленными. Это амбициозное, простое и глубокое произведение отмечает свежее и многообещающее направление в сфере погружения в театрализованную реальность. Оно создает ощущение эйфории, которое сохранялось долгое время после того, как мы покинули этот виртуальный мир».
На этом фоне собственно кинематографические лауреаты выглядели менее выигрышно. Хотя разнообразные конкурсные программы не были, как в первые годы существования фестиваля, разделены на американские и международные, среди победителей было относительно мало представителей Нового света. В конкурсе документальных фильмов, программа которых по традиции американских независимых была интереснее игровой, победила датская картины «Демократы» о выборах и Зимбабве выпускницы отделения визуальной антропологии Нью-йоркского Университета Камиллы Нильссон.
А вот приз зрительских симпатий завоевала американская лента «ТрансФатти жив» Патрика Шона О’Брайана – кисло-сладкая хроника последних лет жизни смертельно больного игтернет-ди-джея.
Жюри международного конкурса повествовательного кино (которое мы называем игровым) разделило все основные призы между двумя фильмами – исландско-датской «Девственной горой» Дагура Кари (лучший фильм, лучший сценарий и лучший актер Гуннар Йонссон) и датским детективом «Бридгент» (операторская работа, монтаж и актриса Ханна Мюррей). Первая лента рассказывает о преодолении одиночества, вторая раскрывает тайну эпидемии самоубийств среди подростков маленького датского городка.
Так результаты Трайбеки вновь подтвердили выход на первый план кинопроцесса (и, что касается детективного жанра, литературного процесса тоже) произведений из небольшой скандинавской страны, которые в последние годы все чаще появляются в контексте глобальной культуры.
Секрет преобладания среди награжденных зарубежных мастеров достаточно прост – они попадают в программу фестиваля, как правило, уже увенчанными призами в Европе и Азии, в то время как американская продукция отбирается с нуля в гетто независимого кино преимущественно провинциального (с точки зрения кино, по крайней мере) нью-йоркского производства. Этим работам, представляющим не транснациональный Голливуд, а собственно американскую культуру, будет специально посвящена следующая статья.