МАЛЕНЬКАЯ, НО ГОРДАЯ “РЕСПУБЛИКА АПАРТЕИД”

Петр Михайлович Рожок, украинец, родился в Житомирской области. В Таллинне проживает с 1959 года. После отделения Эстонии от СССР включился в борьбу против ущемления прав русскоязычного населения. В 1991 году стал председателем исполкома Русской общины Эстонии. С 93-го – председатель Таллиннского союза граждан России и заместитель председателя Эстонского республиканского союза граждан России. За последние полтора года 12 раз подвергался аресту полицией безопасности Эстонии (КАПО), трижды насильственно депортировался из Эстонии в Россию.

В сегодняшней Эстонии 600 тысяч русскоязычных жителей чувствуют себя изгоями (среди них – 450 тысяч русских, 54 тысячи украинцев, 38 тысяч белорусов). Эстония стала полицейским государством, островком апартеида, возрожденным в “цивилизованной” Европе. Полиция безопасности там вне всякого контроля. Появились “черные списки” нелояльных граждан, в одном из которых значится и моя фамилия. Этот маразм, замешанный на национальной шизофрении, постоянно усиливается и выпячивается.

Полицейским государством Эстонию назвал даже бывший командующий силами обороны республики (в прошлом – американский полковник, воевавший во Вьетнаме), генерал эстонской армии, эстонец по происхождению А.Эйнсель. Он пытался выдвинуть свою кандидатуру на пост президента Эстонии, но “национал-радикалы” показали американскому эстонцу его место: он был арестован сотрудниками КАПО и подвергся многочасовому “специальному” допросу.

Тяжелая моральная атмосфера сказывается во всем, на жизни всех людей. Если до 90-го года Эстония выделялась производством сельскохозяйственной продукции на душу населения, то теперь – числом самоубийств. С начала 1992 года 2142 человека покончили жизнь самоубийством, из них 80 процентов – эстонцы.

За последние два года увеличилось число самоубийств молодых русских женщин. Причины – безработица, нищета, унижение, безысходность. Бывают и случаи голодной смерти. И это не удивительно: большая часть предприятий не работает. Рентабельное и благополучное во время так называемой “оккупации” объединение “Эстрыбпром”, на котором я проработал 23 года, теперь в безнадежном состоянии. Из 150 судов осталось несколько единиц. Из 10 тысяч работников остались лишь члены ликвидационной комиссии, и те постоянно в вынужденных отпусках. Почти все имущество и рыболовецкие суда распроданы или сданы в металлолом, помещения сданы в аренду. А во главе обанкротившегося предприятия поставили его потомственного владельца. Его нашли где-то в Канаде, был там директором кладбища…

Сложившейся ситуацией в республике недовольны не только “оккупанты”, но и коренные эстонцы. Люди поняли, что их цинично обманули и обокрали. Нажилась лишь кучка политических “челноков”, живущих в основном на Западе (вице-спикер парламента Эстонии Рюйтель, например, в прошлом году успел побывать в 53 загранкомандировках).

Почти каждую неделю у здания правительства – замка Тоомпэа – проходят митинги протеста пенсионеров, ветеранов войны, квартиросъемщиков и просто голодных людей…

Но в этой ситуации есть и положительные нюансы: исчез эстонский бытовой национализм. Зато усилился национализм государственный.

По официальной статистике, за последние пять лет из Эстонии выехало около 90 тысяч человек. Возможно, эта цифра сильно завышена, чтобы объявить людям о массовой добровольной эмиграции. Но я-то знаю, насколько люди делают это добровольно… Русскоязычных специалистов отовсюду вытесняют, их вынуждают уехать. Но решившимся на это приходится многим жертвовать – оставлять из-за дороговизны транспортировки часть своих вещей и даже квартиры. “Неграждане” не имеют права продавать свои квартиры и дома и поэтому вынуждены их просто оставлять. А российская миграционная служба может предложить жилье лишь в заброшенных поселках. В общем переселенцам приходится несладко.

Я уверен, что экономические санкции против Эстонии в корне изменили бы отношение эстонских властей к русскоязычному населению. Достаточно лишь ограничить подачу газа и нефтепродуктов, вести экспорт по мировым ценам и отказаться от использования эстонских портов при транспортировке транзитных грузов.

Экономика Эстонии держится в основном благодаря сотрудничеству с Россией. Именно от нелюбимой эстонскими властями России они получают 78 процентов валютных поступлений – в основном за провоз по ее территории всевозможных грузов. С 1 сентября Россия повысила тарифы на провоз транзитных грузов в Эстонию. Раньше транзитные грузы для Эстонии перевозились по российским железным дорогам по льготным тарифам – со скидкой до 40 процентов. Теперь же, после отмены этой льготы, эстонцы приуныли…

Создается впечатление, что правительству России безразлично, в каком положении находятся русскоязычные жители прибалтийских республик. Позиция бывшего министра иностранных дел России Андрея Козырева была по отношению к ним просто предательством. Правда, в последнее время, с приходом нового министра Евгения Примакова, МИД несколько иначе подходит к вопросам взаимоотношений с Эстонией, хотя я не верю, что это как-то повлияет на результат. Деликатные, а тем более дипломатические увещевания просто будут проигнорированы. Реально изменить отношения эстонских властей к русскоязычному населению можно лишь с помощью жестких мер – только путем введения экономических санкций. Ведь есть уже мировой опыт борьбы с режимом апартеида в Южной Африке. И не стоит даже мечтать о другом способе лечения прибалтийского апартеида.

Надо признать: в аппарате президента и правительства России – мощное эстонское лобби. Эти чиновники маневрируют, чтобы не портить отношений с Эстонией. Например, министр внешнеэкономических связей Олег Давыдов настаивает на максимальном использовании портов прибалтийских республик, несмотря на то, что порты в Ленинградской и Калининградской областях задействованы лишь на 50 процентов. Думаю, не случайно затягивается строительство портов в Луге и Сосновом Бору в Ленинградской и Калининградской областях. И наверняка это делается по просьбе прибалтийских соседей, готовых дорого (и даже наличными) заплатить ответственным лицам ради устранения портов-конкурентов.

Через Эстонию постоянно перегоняются десятки тонн неучтенного топлива, газа, нефти. “Газпром” через Ленинградскую область поставляет в Эстонию газ по льготной цене. Перед вторым туром выборов российского президента железнодорожные пути от Нарвы до Таллинна были заставлены цистернами с бензином. Их поставщики торопились, боясь победы Зюганова.

Эстония – это “черная дыра”, через которую отмываются “грязные” деньги. Поэтому-то некоторые чиновники так энергично лоббируют в Москве интересы Эстонии. Об интересах же России они не думают. Что касается международных организаций, то создается впечатление, что разговоры о высоком уровне правозащитной деятельности в западноевропейских странах – просто миф. Европейские правозащитники готовы защищать кого угодно, но не русских.

Записала

Ольга КОРОЛЕВА.

Петр РОЖОК


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Анатолий Чубайс выполняет роль регента президента
ПЛЕТЕНАЯ МЕБЕЛЬ – ДЕЛО ВКУСА
Ешьте бутерброды правильно
БЮДЖЕТНЫЕ СТРАДАНИЯ
НОВЫЕ БЕДНЫЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
“Ужо вам, стукачи!”
ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СВОБОДНЫМ. НО НЕ ОТ ОБЩЕСТВА
ГЕНЕРАЛ ЛЕБЕДЬ И СУДЬБА ОППОЗИЦИИ
О ЧЕМ ДУМАТЬ ДУМЕ, КОГДА В СТРАНЕ ГЛУБОКИЙ КРИЗИС
ОТ “МОСКВЫ” ДО САМЫХ ДО ОКРАИН…
ЗВЕЗДНЫЙ КОНСТРУКТОР БОРИС ЗОЛОТОВ
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ АДЕНОМЫ
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ОТ “МЕЛЬКОМБИНАТА В СОКОЛЬНИКАХ”
ПРОТИВОРЕЧИВАЯ АРИФМЕТИКА


««« »»»