ДОРОГИ ЕГО ЖИЗНИ

Пожалуй, не погрешу против истины, если выскажу такое вот предположение. Вряд ли кто-то из многих тысяч водителей, которые нынче колесят по Московской кольцевой автодороге, знает об истории этой превосходной, вполне современной скоростной магистрали. Между тем живут среди нас люди, ветераны войны и труда, кто когда-то, образно говоря, вбил в нее первый колышек. Один из них, Иван Алексеевич Засов, отставной полковник, отметивший прошлой осенью свой 90-летие, вспоминает:

– В ту бесконечно далекую теперь пору исполнял я обязанности заместителя начальника Главного управления шоссейных дорог страны, носил звание военинженера второго ранга. Как сейчас видится вечер 27 июля 41-го. Усталость от невероятного напряжения валила с ног, хотелось хоть пару часов отдохнуть от всех забот и мытарств. Но тут раздался неожиданный телефонный звонок. Жесткое распоряжение было немногословным. К двум часам ночи мне надлежало явиться в Кремль с материалами по кольцевой автодороге, которая в условиях наступления немцев приобретала стратегическое значение…

А дальше события развивались совсем уж “нештатно”. Миновав запутанный лабиринт коридоров Совмина, Засов оказался в приемной, где в окружении телефонных аппаратов находился небезызвестный Поскребышев. Он коротко уточнил:

– Засов? Вас ждут…

Надо ли долго рассказывать, какое чувство испытал молодой человек, увидев в просторном кабинете “самого” Сталина? Похоже, то было одно из заседаний Государственного Комитета Обороны. Без всякого вступления будущий Верховный негромко проговорил:

– Вы промедлили с началом строительства обводной дороги вокруг Москвы. Сколько времени вам необходимо теперь?

Засову потребовалось некоторое время, чтобы, как говорится, взять себя в руки. Исходя из реальных возможностей, он назвал срок – три года. Сталин не стал интересоваться подробностями:

– Дорога нужна, очень нужна сейчас. Срок исполнения – месяц. В случае промедления вы будете преданы суду военного трибунала…

Скажем сразу: война внесла существенные коррективы в строительство, и обводная именно через месяц вступила в строй. Тогда будущую кольцевую разбили на восемь участков, максимально использовали действовавшие отрезки дорог, соорудили путепроводы, через водные преграды навели наплавные мосты. В те дни и недели на всех объектах круглосуточно трудилось более десяти тысяч военных дорожников. По решению Моссовета бок о бок с ними большое число москвичей и жителей Подмосковья, в основном женщины, выполняли разнообразные вспомогательные работы. 125 километров путей удалось соединить в единую магистраль, которая сыграла огромную роль прифронтовой рокады. Как, очевидно, понимает читатель, была та обводная совсем не похожа на нынешнюю стремительную многорядную кольцевую дорогу с надежным покрытием.

Факт этот в армейской и фронтовой биографии Засова занимает отнюдь не исключительное место. Почти на всех фронтах Великой Отечественной, которую он завершил на Дальнем Востоке, пролегли построенные при его участии тысячи километров дорог, соединили берега водных преград бесконечные мосты. Обо всем и не расскажешь. И все-таки Иван Алексеевич хранит сведения о подобном опыте не только в воспоминаниях. За 75 лет, какими исчисляется его трудовой стаж, в том числе и несколько десятилетий армейской службы, провел он 45 глубоких научных исследований о дорожном строительстве, получил 25 авторских свидетельств на изобретения, принял участие в разработке 55 типов различных машин для строительства, содержания и ремонта автодорог. И вот еще любопытные цифры, которые, как мне думается, очень убедительно характеризуют этого неугомонного человека. За годы своей активной деятельности Засов написал 56 книг и брошюр, общий тираж которых составил 1 миллион с четвертью экземпляров.

Ну, хорошо, скажет дотошный читатель, все это в прошлом. А сейчас, конечно, фронтовик (кстати, почетный гражданин города Орла) вполне заслуженно отдыхает от трудов праведных? И такая догадка будет, конечно, верной. Но только с определенной оговоркой. Все дело в том, что, как принято говорить, покой этому человеку только снится. Без малого десять лет назад при Московском автомобильно-дорожном колледже имени А.А. Николаева был открыт музей “Дорожные войска в Великой Отечественной войне”. Инициатором и самым активным участником его создания, а также бессменным руководителем стал почетный дорожник и член президиума совета ветеранов автодорожных войск, полковник в отставке Засов. И совсем не случайно первые занятия в колледже начинаются именно здесь.

За свои девяносто лет Иван Алексеевич Засов проложил в жизни надежные дороги. Для себя и для других.

Владимир НАГОРНЫЙ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НА КОНЦЕРТЕ ROLLING STONES БЫЛО МАЛО НАРОДУ
Новый взгляд на Йоко Оно
АЛЕН ДЕЛОН ПЬЕТ ДВОЙНОЙ БУРБОН, А ПРЕСНЯКОВЫ – ВЕТОРОН
“ДДТ” – “МИР НОМЕР НОЛЬ” И ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ
БАСИСТ KISS ОПРОВЕРГ СЛУХИ О РАЗНОГЛАСИЯХ
ПОП-ОЛИМП ПОКОРЯЮТ ТОЛЬКО “ГРАНДЫ”
САБИНА – “ПРИКОСНОВЕНИЕ”
ВОЗМОЖНО, ROLLING STONES ВЫСТУПЯТ В МОСКВЕ
BOYZ II MEN ОСТАНУТСЯ С MOTOWN
ЛЕТНЕМУ “КИНОТАВРУ” УЮТНО В ЗИМНЕМ ТЕАТРЕ
…НО ТВОЙ АЛЬБОМ ДРУГОЕ ДЕЛО
РОК-МУЗЫКАНТЫ КРИТИКУЮТ ТОНИ БЛЕЙРА
ТРИ ТЕНОРА ПРИЗНАНЫ СУДОМ НЕСЕРЬЕЗНЫМИ
ДОРОГАЯ ПАМЕЛА – ДИВНАЯ НАТАЛЬЯ
LOVE STORY
НОЭЛ ГЭЛЛАХЕР И В МОЛОДОСТИ ДРАЛ С BEATLES
ЗАПРЕТИЛИ КОНЦЕРТ VILLAGE PEOPLE
РЭГТАЙМ НА “ТИТАНИКЕ”
ПРЕМУДРАЯ БЕЛОЖАЕВКА
DEPECHE MODE МУСОЛИТ СТАРЫЕ ПЕСНИ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА ДЕЙВА МУСТЕЙНА
БАСИСТУ REEL BIG FISH УДАЛИЛИ АППЕНДИЦИТ
ПИСЬМЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ВЛАСТИ НАДЕЖНЕЕ УСТНОГО
ЕВГЕНИЯ ОСИНА ХОТЯТ ОШТРАФОВАТЬ
УМЕР ТРУБАЧ SQUIRREL NUT ZIPPERS
ГЕНРИ РОЛЛИНЗ СНИМЕТСЯ В КИНО
ДЯДЯ СТЕПА, БУДЬ ЗДОРОВ!
ВДОВА КУРТА КОБЕЙНА ДЕРЕТСЯ
МОБИ УШЕЛ ИЗ ELEKTRA RECORDS
NO DOUBT РАБОТАЮТ НАД НОВЫМ АЛЬБОМОМ
График неприемных часов?
МАДОННА, ВЕРНИ ДОЛЖОК!
DANA MUSIC СОБИРАЕТСЯ ИЗДАТЬ РЕМИКСЫ “НАУТИЛУСА”
AQUA ОТСПОРИЛА У MATTEL СВОЮ “КУКЛУ БАРБИ”
“ЛУЧШЕЕ” ОТ ВЛАДИМИРА КУЗЬМИНА


««« »»»