Чуть меньше полутора лет отделяет нас от 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Мы вышли на финишную прямую по подготовке этого юбилея.
В каждом из нас живет Пушкин. Каждый вправе назвать Пушкина своим. И каждый может по-своему отметить праздничный день. Писатель Борис Павлович Литвинов, о котором мы уже рассказывали как о создателе серии авторских литературно-художественных альбомов по истории Русского государства, Православия и декоративного искусства в России, подготовил к знаменательной дате новый фолиант – “Душа в заветной лире”. Это путь русской литературы к Пушкину и от него в настоящее и грядущее – в лицах. Принято деление на литературные эпохи до и после Пушкина, его творчество – точка отсчета и мерило ценности и достижений писателей и поэтов разных поколений.
Каждый из представленных в альбоме литераторов талантлив, значителен и интересен по-своему. У каждого автора их портретов свои краски, тона и манера письма. Б.П.Литвинов собрал всех с особым смыслом. Каждый является не просто страницей литературной истории, а как бы строкой, стихом, мыслью, частицей души “в заветной лире”, отданной Пушкину (в альбоме, кстати, только протопопу Аввакуму, самому Александру Сергеевичу и Льву Толстому отведено более одного книжного разворота). Конечно, не всех того заслуживающих удалось представить в книге предтеч и последователей гения. Но автору-составителю надо отдать должное – проведена колоссальная творческая работа по подбору и пушкинских эпиграфов для цитат, отрывков из произведений самих литераторов, и, наконец, изобразительного ряда издания.
134 персоналии даны как обобщенный образ нашей литературы в развитии, это история в портретах, выполненных на холсте, фарфоре, стекле, бумаге, в бронзе и камне известными художниками прошлого и современности: Крамской, Репин, Кипренский, Бакст, Корин, Зверев, Обросов, Игошев, Сысолятин… Среди воспроизводимых творений немало редких, таких, как работа Пикассо, запечатлевшего Эренбурга, или даже ранее не публиковавшихся. Например, единственный написанный маслом портрет ранее популярного, а ныне незаслуженно забытого “поэта печали” С.Я.Надсона кисти маститого художника Эдуарда Дробицкого. Уникальны автопортреты (Вознесенский, Заболоцкий) и изображения поэтами своих собратьев по перу (Городецкий – автор портрета В.Хлебникова). Много работ написано специально для альбома “Душа в заветной лире”. И, естественно, не обошлось без рисунков самого Александра Сергеевича, заставок, взятых из его рукописей.
В кратких биографиях писателей, сопровождающих портреты, нет перечисления их наград и прочих регалий. И это не случайно. У Пушкина-то их не было! Зато гений его неколебим и вечен, как Россия. Нет в этом альбоме, по словам автора-составителя, и последней страницы. Потому как нельзя однажды прочесть Пушкина раз и навсегда.
Оксана МЕРЗЛИКИНА.