Павел Смеян – Опера «Слово и Дело». Часть первая – «Дело»

Вопрос о существовании в России такого жанра, как рок-опера, уже в течение многих лет вызывает споры. Кто-то считает, что все спектакли, обозначенные таким образом, не что иное, как мюзиклы. Кто-то говорит об уже сформировавшейся отечественной рок-традиции. А сами авторы иногда вообще не склонны причислять свои творения к какому-либо направлению. Новым поводом для дискуссий наверняка станет опера «Слово и Дело», написанная Павлом Смеяном по мотивам повести Алексея Толстого «Князь Серебряный». Первая часть «Дело», представленная на CD, создавалась целых 25 лет. Вероятно, плюсы и минусы произведения – следствие столь длительной работы.

С одной стороны, динамичный сюжет и литературная выразительность романа (в некоторых случаях в опере сохранен оригинальный текст Толстого), оказались для Смеяна благодатной почвой, на которой бурно расцвели рок-стилистика и выразительные приемы современного драматического театра. Как результат, все герои «Дела» от Елены Морозовой, Князя Серебряного, Афанасия Вяземского и Иоанна Грозного до опричников и глашатая – характерны и рельефны. С другой стороны, работа в «Рок-Ателье» (игравшем в первой половине 80-х в театре «Ленком») определенно наложила отпечаток на творчество Смеяна. Сходство с рыбниковскими рок-операми «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Юнона и Авось», точнее, с прочтением этих сочинений режиссером Марком Захаровым, прослеживается в построении спектакля, в аранжировках, в манере исполнения. Это и разговоры на фоне хора или просто фоновой музыки минималистского толка. И так восхищавшее и удивлявшее в свое время смешение музыкальных традиций – церковный текст (например, «Отче наш», трек 9), наложенный на рев бас-гитар и грохот ударных, эмоциональный монолог на фоне церковного пения. Все это сделано грамотно, добротно, но… тривиально. Не трогают нынче рок-молитвы, не увлекают истеричные признания под визг электрогитар, а ничего более оригинального Смеян в своей опере не предлагает. Именно поэтому назвать какие-то номера оперы стопроцентными хитами сложно. Однако треки 12, 13 и 22 заметно выделяются из общей массы. Пожалуй, это один из самых необычных вариантов смешения отечественной фольклорной традиции с современными ритмами и звучанием, где фолк-интонации – не демонстрация архаизмов, а способ разнообразить и индивидуализировать музыкальный материал.

И все же, надо учитывать, что звукозапись сценического произведения не дает полного представления о нем. Каркающие вороны, крики петухов и лязг инструментов в пыточной камере не способны заменить живое действие, происходящее на сцене. Для оперы Смеяна это тем более важно, потому что многие картины представляют собой монологи-воспоминания, где на сцене одновременно присутствуют и рассказчики, и персонажи повествования.

В диск «Дело» вошло 38 треков, а также три бонус-трека – с 42 по 44, которые впоследствии должны попасть в «Слово». В записи оперы приняли участие актеры и музыканты Анатолий Абрамов, Алена Ануфриева, Федор Васильев, Дмитрий Варшавский, Константин Веретенников, Александр Лазарев-младший, Максим Непомнящий, Николай Парфенюк, Дмитрий Певцов, Виктор Проскурин, Виктор Раков, Жан Сагадеев, Наталья Трихлеб, Сергей Чонишвили и Павел Смеян. К диску прилагаются два буклета – с либретто и иллюстрациями Наталии Крыжановской. В общем, желающие могут отлично подготовиться к премьере спектакля.

Наталья СВЕТЛАКОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

И друзей созову…
Двое у рояля
«Мумий Тролль» – «Слияние и поглощение»
Тайна встречи Суркова с рокерами
Обыкновенная сенсация


««« »»»