Без контрастов повседневной жизни общество существовать, видимо, не может. Где-то тепло, в другом месте – холодно; там мягко – здесь жестко; горько – весело. Старушки ворчат, что дождливо, молодым жара надоела, и проч., и проч.
При обращении к теме “сыто – голодно” на память как пример приходят две дореволюционные московские биржи.
На Ильинке богатейшие московские купцы и гости справляли крупные денежные дела (здесь царили богатство и удовольствие), на Хитровской же площади собирались голоштанники, босяки и полуголодные работяги. Площадь носила пафосное имя – Биржа труда, в народе ее называли просто: Хитров рынок, иногда Мудров, порой почему-то Беложаевкой.
Здесь на большом открытом пространстве при Колокольном (нынче – Подколокольном) переулке в 1823 году образовался торговый рынок, но в 1860 году продукты на него перестали привозить, осталась здесь лишь продажа рабочей силы. Сюда стекались москвичи и пригородные крестьяне с предложениями о найме на работу.
Для рабочих посередине площади были устроены галерея с навесом от непогоды, палатки, туалеты; за порядком следил полицейский из соседней Мясницкой части.
Вокруг площади располагались ночлежные дома.
Думаю, что многие из вас читали жуткие сюжеты из жизни Хитровской площади, описанные В.Гиляровским и М.Горьким. Я же хочу предложить вам заметку из старой московской газеты о мирных деловых отношениях между хитровцами. Питание было немаловажной деталью здешней жизни.
“Повара на Хитровом рынке отпускают пищу своим постоянным и многочисленным абонентам по три и по пяти копеек за каждый обед, смотря по количеству блюд. Несмотря на такую сугубую дешевизну обедов, хитровцы одно время делали своим поварам очень много резких выговоров и упреков за то, что борщи и супы их заключают в себе слишком мало питательности и навара. И вот, чтобы избавиться от этих упреков, хитровские повара придумали несколько своеобразный, но не лишенный остроумия и ничего не стоящий способ увеличения питательности их обедов. Они заключили со многими продавцами съестных припасов условие, по которому все присылаемые продавцам из московских гостиниц, ресторанов и трактиров свиные окорока для отвара передавались бы им для бесплатной варки. Каждый хитровский повар, таким образом, в настоящее время получает таких окороков, предназначенных для отвара, штук по десяти, по пятнадцати. Эти окорока, с надписями названий разных гостиниц и отелей, опускаются в большие котлы, в которых и отвариваются самым добросовестнейшим манером. Отваренные окорока посылаются затем обратно торговцам, а в оставшуюся в котлах воду с массой густого жира повара бросают почки, печенки, капусту и проч. и приготовляют борщ или суп. Такие борщи очень нравятся хитровцам”.
Сытый работник лучше голодного – известное дело.
Татьяна БИРЮКОВА.