Замаячил на горизонте новый проект Леонида Ярмольника с весьма оригинальным названием. Не стерлось воспоминание, а проще говоря, еще трясет от «Золотой лихорадки», а «Гранд-Отель» на подмостках хочет «Звезд» и только «Звезд»! Ну что ж заглянем на огонек, может и не выгонят, ведь «Отель» – место только для избранных, несмотря на то, что транслируется теле-шоу для всех.
Кстати, о теле-шоу. Что это такое? В зарубежной литературе слово «шоу» переводится как «зрелище, где используется сверхзвук, сверхсвет» и много, много другого, чего вы не найдете в новом шоу Леонида Ярмольника.
А почему, собственно, «Отель»?
У каждого человека свое воспринятие окружающей действительности, свое мировоззрение. Под названием «Отель» телезритель вправе представлять что-то свое. Зато работа сценарно-режиссерской группы состоит в том, чтобы программа ответила телезрителю на все вопросы. Но, увы, три программы прошло в эфире, а «белых пятен» не стало меньше.
Уже с просмотра первого выпуска стало очевидно, что лишь заставки соответствуют названию программы «Отель» – разодетые иностранцы, породистые собаки, женщины в дорогих нарядах, гостиничная суматоха и круговерть и т.д. Телезритель в предвосхищении увидеть что-то необычное, новое, неординарное. Он, сидя у экрана телевизора, строит вероятные модели своего восприятия и поведения ведущего, ситуации на встречах с гостями в виртуальном «Отеле».
Но сюжет нового теле-шоу Ярмольника весьма стар и не оригинален. Зрители хотят, чтобы «обложечка» соответствовала содержанию. Еще великий русский философ В.С. Соловьев в своей работе «Философская публицистика» писал: «Чем шире объем идеи, тем богаче она содержанием». Но идея «Отеля» не соответствует названию.
Все предельно просто. Под шикарным соусом «Отеля» приходят всем нам давно известные друзья Ярмольника (например, А.Макаревич с группой) поговорить о том, о чем не раз сказано. И такой скучный «междусобойчик» продолжается у ведущего с каждым гостем. Если учесть тот факт, что гости «Отеля» нам хорошо знакомы, мы имеем честь видеть их в других подобных программах, только на конкурирующих каналах, то внимание ослабевает вместе с желанием смотреть программу дальше.
Для сравнения, возьмем программу Леонида Филатова «Что бы помнили». Сразу видно, как в названии читается заложенная идея телепрограммы, ее смысл и сверхзадача: зачем, о чем, для чего? И, надо сказать, таких примеров много. Напрашивается вопрос: «Ради чего создавалась программа «Отель»? И зачем?». Программа пока не окупает довольно дорогостоящие декорации, аренду студии, где осуществляются съемки. Молниеносный успех, всеобщее признание обломились. «А ларчик просто открывался!» – гласит пословица.
«Отель» – программа безликая, можно сказать полуфабрикат. Чувствуется, люди придумали, что-то, а до конца дело не довели. Информации в «зрелище» – кот наплакал, все больше говорильни, да о том, что мы давным-давно знаем из других источников. Познавательный аспект, через что мы, телезрители, могли бы пополнить свой кругозор, мало выражен. Ни метода игры, ни метода викторины. Выражаясь научным языком, создатели теле-шоу забыли об основном конфликте: программы и телезрителя (интерес телевещания, как специфической формы самовыражения, т.е. построить передачу так, что бы зритель досмотрел ее до конца, вовлечь зрителя в бесконечный круговорот шоу-программы).
Само название «Отель» бьет по самолюбию простого человека, чье благосостояние резко упало, особенно после кризиса. А в программе идет речь о 5-звездочном «Отеле», который даже по словам господина Ярмольника доступен не каждому. Само собой рождается естественное отторжение передачи и протест. Ведь вся программа рассчитана на восприятие телезрителя, чье материальное положение выше среднего. Кто хоть однажды побывал за границей и имеет представление об отелях могут принять то, что творится в «Отеле», хотя вряд ли будут тратить свой досуг на просмотр этой передачи. А что же остается другим? Наш-то зритель все больше о гостиницах, если не «ночлежках» помнит. При таком раскладе слегка попахивает дискриминацией.
В «Толковом словаре русского языка» дается весьма краткое разъяснение: «дискриминация – это неравноправие». А «Словарь иностранных слов» показывает, что «дискриминация – это ограничение прав, лишения равноправия группы населения». Из выше сказанного следует: кто-то имеет право попасть и понять программу «Отель», но для остальной многомиллионной телеаудитории, на которую и рассчитано шоу Ярмольника, двери закрыты. Здесь скрыт второй основной конфликт между телезрителем и программой («смотрю или не смотрю», телезритель желает получить обещанное супер-зрелище). И когда он его не находит, программа «не держит», берется телевизионный пульт, и… побежали пальчики по кнопочкам в поисках того, что ближе и понятнее.
В чем проблема программы (противоречие между тем, как должно быть и есть на самом деле)? Все абстрактно и размыто, нужна конкретизация замысла, как последовательный этап в работе над телешоу.
Где конфликт программы, как основополагающая драматургии?
Где интрига, рождающая необыкновенный интерес и сопереживание?
Где нестандартное, нешаблонное и оригинальное сценарное решение проекта? Однофамильцы Березовского и Гусинского – оригинально, но кто такой Александр Прохоров в масштабе страны?
Сам господин Ярмольник в своем «Отеле» превратился в сплошную «говорящую голову». Он потерял имидж, который, кстати, был у него в «Золотой лихорадке». Пусть соответствующий человекообразной обезьяне, лазающей по решетке, но все же – лицо программы. В «Отеле» Ярмольник занялся не своим актерским делом, а потому и ведет себя растерянно. Он делает нелепые выводы о том, что новое поколение похмеляется Пепси, а его все больше пивко предпочитало, когда Сергей Берзуков – уникальный актер, которого можно занести в книгу рекордов Гиннесса (?) – соглашается выпить кофе. До чего же наивным выглядит умиление Ярмольника, когда он узнает, что ведущие программы «Процесс» не живут шведской семьей! «Говорящая голова», не подкрепленная видеорядом, живым и ярким, задающим бодрый тон всей программе, никому не нужна. Увлекает всегда действие, движение, динамика, а именно это и отсутствует в телепрограмме «Отель». И ритм программы не отлажен, отсюда затянутость диалогов, которая пагубно влияет как на эмоциональное восприятие программы зрителем, так и на рейтинг передачи в целом. Еще один отрицательный факт на лицо, на сегодняшний день сценарно-режиссерская группа не учитывает факторы динамики творческой сферы.
Невозможно избавиться от ощущения, что «Отель» не настоящий, не естественный, пропитан фальшью и наигрышем. Обратите внимание на расположение входных дверей, лифтов, «стойки» рецепшна, места встречи с гостями… Группа «Олена» (тоже мне, «звезды») вместе с солисткой Леной Перовой (достойна быть гостем «Отеля» в первых рядах), отпев, благополучно отправилась в номер (пятеро в один), побежав с импровизированной сцены «Отеля» в лифт (единственный «настоящий» объект), не отключив электрогитары (то есть явно выступив под фонограмму). Даже непрофессионалу телевидения бросается в глаза эта ошибка режиссера программы.
Телевидение опасная штука, здесь особенно видна фальшь. Сегодня особые требования к телевещанию диктует время, достижения науки и техники, искусства и культуры. И роль телевидения повышать уровень творческой и познавательной активности человека, с целью повышения интеллектуального развития телезрителя.
Александра Мурашева, соискатель МГУКИ.