«ХОТЕЛ HOTEL ЗВЕЗД!», или Говорящая голова

Замаячил на горизонте новый проект Леонида Ярмольника с весьма оригинальным названием. Не стерлось воспоминание, а проще говоря, еще трясет от «Золотой лихорадки», а «Гранд-Отель» на подмостках хочет «Звезд» и только «Звезд»! Ну что ж заглянем на огонек, может и не выгонят, ведь «Отель» – место только для избранных, несмотря на то, что транслируется теле-шоу для всех.

Кстати, о теле-шоу. Что это такое? В зарубежной литературе слово «шоу» переводится как «зрелище, где используется сверхзвук, сверхсвет» и много, много другого, чего вы не найдете в новом шоу Леонида Ярмольника.

А почему, собственно, «Отель»?

У каждого человека свое воспринятие окружающей действительности, свое мировоззрение. Под названием «Отель» телезритель вправе представлять что-то свое. Зато работа сценарно-режиссерской группы состоит в том, чтобы программа ответила телезрителю на все вопросы. Но, увы, три программы прошло в эфире, а «белых пятен» не стало меньше.

Уже с просмотра первого выпуска стало очевидно, что лишь заставки соответствуют названию программы «Отель» – разодетые иностранцы, породистые собаки, женщины в дорогих нарядах, гостиничная суматоха и круговерть и т.д. Телезритель в предвосхищении увидеть что-то необычное, новое, неординарное. Он, сидя у экрана телевизора, строит вероятные модели своего восприятия и поведения ведущего, ситуации на встречах с гостями в виртуальном «Отеле».

Но сюжет нового теле-шоу Ярмольника весьма стар и не оригинален. Зрители хотят, чтобы «обложечка» соответствовала содержанию. Еще великий русский философ В.С. Соловьев в своей работе «Философская публицистика» писал: «Чем шире объем идеи, тем богаче она содержанием». Но идея «Отеля» не соответствует названию.

Все предельно просто. Под шикарным соусом «Отеля» приходят всем нам давно известные друзья Ярмольника (например, А.Макаревич с группой) поговорить о том, о чем не раз сказано. И такой скучный «междусобойчик» продолжается у ведущего с каждым гостем. Если учесть тот факт, что гости «Отеля» нам хорошо знакомы, мы имеем честь видеть их в других подобных программах, только на конкурирующих каналах, то внимание ослабевает вместе с желанием смотреть программу дальше.

Для сравнения, возьмем программу Леонида Филатова «Что бы помнили». Сразу видно, как в названии читается заложенная идея телепрограммы, ее смысл и сверхзадача: зачем, о чем, для чего? И, надо сказать, таких примеров много. Напрашивается вопрос: «Ради чего создавалась программа «Отель»? И зачем?». Программа пока не окупает довольно дорогостоящие декорации, аренду студии, где осуществляются съемки. Молниеносный успех, всеобщее признание обломились. «А ларчик просто открывался!» – гласит пословица.

«Отель» – программа безликая, можно сказать полуфабрикат. Чувствуется, люди придумали, что-то, а до конца дело не довели. Информации в «зрелище» – кот наплакал, все больше говорильни, да о том, что мы давным-давно знаем из других источников. Познавательный аспект, через что мы, телезрители, могли бы пополнить свой кругозор, мало выражен. Ни метода игры, ни метода викторины. Выражаясь научным языком, создатели теле-шоу забыли об основном конфликте: программы и телезрителя (интерес телевещания, как специфической формы самовыражения, т.е. построить передачу так, что бы зритель досмотрел ее до конца, вовлечь зрителя в бесконечный круговорот шоу-программы).

Само название «Отель» бьет по самолюбию простого человека, чье благосостояние резко упало, особенно после кризиса. А в программе идет речь о 5-звездочном «Отеле», который даже по словам господина Ярмольника доступен не каждому. Само собой рождается естественное отторжение передачи и протест. Ведь вся программа рассчитана на восприятие телезрителя, чье материальное положение выше среднего. Кто хоть однажды побывал за границей и имеет представление об отелях могут принять то, что творится в «Отеле», хотя вряд ли будут тратить свой досуг на просмотр этой передачи. А что же остается другим? Наш-то зритель все больше о гостиницах, если не «ночлежках» помнит. При таком раскладе слегка попахивает дискриминацией.

В «Толковом словаре русского языка» дается весьма краткое разъяснение: «дискриминация – это неравноправие». А «Словарь иностранных слов» показывает, что «дискриминация – это ограничение прав, лишения равноправия группы населения». Из выше сказанного следует: кто-то имеет право попасть и понять программу «Отель», но для остальной многомиллионной телеаудитории, на которую и рассчитано шоу Ярмольника, двери закрыты. Здесь скрыт второй основной конфликт между телезрителем и программой («смотрю или не смотрю», телезритель желает получить обещанное супер-зрелище). И когда он его не находит, программа «не держит», берется телевизионный пульт, и… побежали пальчики по кнопочкам в поисках того, что ближе и понятнее.

В чем проблема программы (противоречие между тем, как должно быть и есть на самом деле)? Все абстрактно и размыто, нужна конкретизация замысла, как последовательный этап в работе над телешоу.

Где конфликт программы, как основополагающая драматургии?

Где интрига, рождающая необыкновенный интерес и сопереживание?

Где нестандартное, нешаблонное и оригинальное сценарное решение проекта? Однофамильцы Березовского и Гусинского – оригинально, но кто такой Александр Прохоров в масштабе страны?

Сам господин Ярмольник в своем «Отеле» превратился в сплошную «говорящую голову». Он потерял имидж, который, кстати, был у него в «Золотой лихорадке». Пусть соответствующий человекообразной обезьяне, лазающей по решетке, но все же – лицо программы. В «Отеле» Ярмольник занялся не своим актерским делом, а потому и ведет себя растерянно. Он делает нелепые выводы о том, что новое поколение похмеляется Пепси, а его все больше пивко предпочитало, когда Сергей Берзуков – уникальный актер, которого можно занести в книгу рекордов Гиннесса (?) – соглашается выпить кофе. До чего же наивным выглядит умиление Ярмольника, когда он узнает, что ведущие программы «Процесс» не живут шведской семьей! «Говорящая голова», не подкрепленная видеорядом, живым и ярким, задающим бодрый тон всей программе, никому не нужна. Увлекает всегда действие, движение, динамика, а именно это и отсутствует в телепрограмме «Отель». И ритм программы не отлажен, отсюда затянутость диалогов, которая пагубно влияет как на эмоциональное восприятие программы зрителем, так и на рейтинг передачи в целом. Еще один отрицательный факт на лицо, на сегодняшний день сценарно-режиссерская группа не учитывает факторы динамики творческой сферы.

Невозможно избавиться от ощущения, что «Отель» не настоящий, не естественный, пропитан фальшью и наигрышем. Обратите внимание на расположение входных дверей, лифтов, «стойки» рецепшна, места встречи с гостями… Группа «Олена» (тоже мне, «звезды») вместе с солисткой Леной Перовой (достойна быть гостем «Отеля» в первых рядах), отпев, благополучно отправилась в номер (пятеро в один), побежав с импровизированной сцены «Отеля» в лифт (единственный «настоящий» объект), не отключив электрогитары (то есть явно выступив под фонограмму). Даже непрофессионалу телевидения бросается в глаза эта ошибка режиссера программы.

Телевидение опасная штука, здесь особенно видна фальшь. Сегодня особые требования к телевещанию диктует время, достижения науки и техники, искусства и культуры. И роль телевидения повышать уровень творческой и познавательной активности человека, с целью повышения интеллектуального развития телезрителя.

Александра Мурашева, соискатель МГУКИ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Чем, по Вашуме мнению, объясняется прочеченская позиция информационных служб НТВ?
ОБ ОРГАНИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ ГОСУДАРСТВА И ДЕМОКРАТИИ
МЭТТЬЮ МАККОНАХИ НАРУШИЛ НРАВСТВЕННОСТЬ
Теленовости
РЭППЕР СНИМЕТСЯ В ФИЛЬМЕ РОБЕРТА ДЕ НИРО
Пускай нам жизнь грозит удорожаньем
НАТАША И ВИТЯ ПОД ГОСПИТАЛЬНЫМ МОСТОМ
МЮНХГАУЗЕН ВЕРНУЛСЯ
НИЗКОБЮДЖЕТНАЯ “МОДНАЯ ЛЮБОВЬ”
MOLOKO: “Важнее- быть современными”.
ФЛИ НЕ СЧИТАЕТ СЕБЯ АКТЕРОМ
Бриллиантовая штучка за глазки, али за дело?
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРЕТЕНДЕНТЫ НА “ОСКАРА”
Аудио
ПРОШЛО ВРУЧЕНИЕ НАГРАД Q AWARDS
КНЯЖНА КАРАГАНОВА
Полезные советы
“Отпетые мошенники” Подарят себе фильм
ИЗБРАННЫЕ
ИЗ “МИСТЕРА” ВЫШЛИ ДВА “ПИЖОНА”
ЭТО ВАМ НЕ ПАВЛИК МОРОЗОВ
Полезные советы
СОВЕРШЕННО НОВЫЙ ЗАВЕТ
Пейзаж вместо битвы
АЛЬ ПАЧИНО СТАНЕТ РЕЖИССЕРОМ
U2 – ГОРДОСТЬ ДУБЛИНА
Кого, по Вашему мнению, поддержит Запад на президентских выборах 2000 года?
ПАРА СЛОВ В ЗАЩИТУ ХАМСТВА
СТРАШИЛКА ДЛЯ АНГЛИЧАН
Наталья Штурм в стальном плаще
ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
ИСКУССТВО ВОЗМОЖНОГО
МНОГИЕ НЕ ВИДЕЛИ НИКОГДА
КОНЦЕРТ В “BRIDGE SCHOOL”
НЕУГОМОННЫЙ ДЕПАРДЬЕ


««« »»»