История шеффилдского поп-дуэта началась в 1994 году, когда на одной из вечеринок к известному музыкальному продюсеру Марку Брайдону подошла неизвестная девушка и заговорила с ним. “Тебе нравится мой нежный свитер?” – спросила она- “Посмотри, как он подчеркивает мою фигуру”. Марк был шокирован, такое смелое начало заинтриговало его. Девушка была очень миленькая (если не сказать большего), а фраза, произнесенная ей, показалась Брайдону великолепной мелодией. Поэтому, той же ночью они сбежали из клуба и направились в студию, где была сделана первая историческая запись.
Девушку звали Ройзин Мерфи, ирландка по происхождению, она приехала вместе с семьей из Дублина. Никакого опыта выступлений на сцене у нее не было, зато амбиций- хоть отбавляй. Брайдона же в Манчестере знала каждая собака. Он начал работать на музыкальную индустрию задолго до создания Moloko. Еще в 80-х, увлекаясь индастриал-фанком (industrial-funk), Марк прорвался в национальные чарты (№3) с “House Arrest” Krush(а), которых сам спродюсировал. Кроме этого, он известен своими ремиксами на музыку Эрика Би (Eric B) и Ракима (Rakim), а также работой с местными шеффилдскими командами. Но несмотря на постоянную занятость, Брайдон все таки решил дать шанс смелой и амбициозной Ройзин.
Дуэт взял себе имя из класической новеллы Энтони Бергесса. Moloko по его книге- это и есть та самая белая жидкость, только с добавлением канабиса.
После первого сингла “Where Is the What If the What Is in the Why?” был заключен контракт с Echo Records. Дебютный альбом “Do You Like My Tight Sweater (Тебе нравится мой нежный свитер)?”, вышедший в 1995 году и проданный тиражом около 250.000 копий(не плохо для начала), представлял из себя смесь из джангла, трип хопа и фанка. Данный коктейль пришелся многим по душе. Группу стали ставить в один ряд с такими мэтрами трип-хоп сцены, как Portishead и Massive Attack. На что Марк сказал, что его это нисколько не раздражает, и добавил: “когда вы видите Ройзин на сцене, это совсем не Portishead”.
Музыка Брайдона представляется чем-то средним между роком и танцевальной музыкой. Сами участники группы не видят большого различия между этими двумя направлениями. “Нет точной линии между ними, мы не хотим быть обычным танцевальным коллективом. На много важнее- быть современными.” А тексты группы, которые пишет Ройзин, не похожи ни на чьи другие. Ройзин пишет в своем собственном стиле. “Это просто мысли, которые приходят ко мне…Одну минуту меня заботит погода, мои туфли, спички, моя куртка, потом я задумаюсь о реинкорнации. Мои песни говорят обо всем сразу. Мне не интересно писать стихи, которые вы можете найти где угодно”.
Благодаря таким песням, как “Fun For Me” и “Dominoid” группа получила неплохие отзывы NME и Vogue. Начало было положено, но расслабляться было рано. Moloko отправились в турне, а первое их выступление проходило в Брикстонской академии при поддержке Pulp(а). После многочисленных концертов, зимой 1997 года Ройзин и Брайдон изолировали себя в своей студии “B.A.M” в Шеффилде, для записи новых песен.
Если “Do You Like My Tight Sweater?” получился во многом экспериментальным, то второй альбом группы “I Am Not A Doctor” можно смело назвать коммерческим. Это- меткий выстрел, направленный не только на всю Европу, но и на Америку. До его выхода, Moloko знали в США только благодаря саундтреку к фильму “Бэтмен и Робин”, на котором была представлена только одна их композиция (“Fun For Me”). Теперь сингл “Sing It Back” с нового альбома стал №1 в американском хит-параде танцевальной музыки, что само по себе является довольно редким случаем такого успеха английской команды в Штатах.
Саунд Moloko несколько изменился. Трип-хоп вышел из подполья, и, приняв теперь статус общеизвестного и общепризнанного новомодного течения, обрел новые формы, часто смешиваемые с другими направлениями современной электронной музыки. Но дуэт не забыл и свои фанковые истоки, музыка стала еще более зажигательна с примесью, вернувшегося и ставшего популярным, диско (“Sing It Back”). Moloko продолжили свою революцию звука: теперь они более зрелые, а их музыка- гармонична. Присущие им частые смены ритма песен, получаются более осмысленными. Звук плавно перетекает из одного стиля в другой. Достаточно послушать первый сингл с альбома “The Flipside”, чтобы по достоинству оценить это: трип-хоповое начало постепенно перетекает в драм’н’басс. Ломающийся джангловый ритм также характерен для фирменного звучания Moloko. Кроме перечисленных электронных течений, на альбоме можно услышать и dub, и hip-hop, и cyberfunk, и даже electro. Они со вкусом разбавлены прекрасными балладами “Downsized” и “Caught in a Whisper”. Сделать такой сложный замес, было достаточно сложной задачей, с которой Брайдон отлично справился. Он показал, пожалуй, весь широкий диапазон современной музыки, а голос Ройзин наилучшим образом лег на музыкальные линии всех композиций альбома .
Несомненно, “I Am Not A Doctor”- это, пожалуй, наиболее интересный продукт электронной музыки за последнее время. Шеффилдский дуэт смог найти точные пропорции между андеграундом и коммерцией. Оставшись, по своей природе экспериментальными, они учли все свои плюсы-минусы, а главное- обрели подлинное великолепие, необходимое для популяризации своей изысканной музыки.
Виктор Литвинов