«Выживший»: Настоящая кровная месть

Выживший

Эпический высокобюджетный вестерн «Выживший» является одним из главных фильмов ушедшего года по многим причинам. Еще самый первый сочный трейлер ясно дал понять, что кинолента станет очередным визуальным шедевром талантливого дуэта Иньярриту-Любецки. Мексиканские визионеры, получившие карт-бланш после триумфа прошлогоднего «Бердмэна», использовали свой шанс по полной – дорогостоящие съемки, живые локации и отличный актерский состав, включающий главную звезду Леонардо Ди Каприо. В результате фильм получил три «Золотых глобуса», возглавил российский бокс-офис, а неделю спустя отхватил целых двенадцать номинаций на «Оскар». К счастью, зрительское ожидание картины оправдалось в полной мере.

Сразу же стоит отметить, что такого колоссального успеха режиссер Алехандро Г. Иньярриту вряд ли смог бы добиться без Эммануэля Любецки. Монотонным и тяжелым проектам постановщика не хватало глотка свежего воздуха, и вот уже второй фильм подряд гениальный оператор превращает проекты своего соотечественника в увлекательное и филигранное визуальное безумие. Любецки, имя которого уже стало нарицательным в синефильской среде, вполне может получить третью золотую статуэтку подряд, поскольку и в этот раз проделал действительно колоссальную работу. Его камера, показывающая бесконечно долгим планом реалистичную кровавую бойню, плавая сквозь нестройные ряды скачущих индейцев и взмывая к верхушкам тянущихся к холодному солнцу сосен, погружает зрителя в самую гущу событий и буквально заставляет дышать заданным ритмом. Порой, конечно, создается впечатление, что все происходящее действо на экране – это всего лишь самодовольная демонстрация технических возможностей, однако наблюдать за таким бахвальством – сплошное удовольствие.

Впрочем, несмотря на то, что «Выживший» – это, в первую очередь, исключительное операторское пиршество, именно Иньярриту как главный творец и вдохновитель проекта смог сделать фильм таким запоминающимся. Журнальные заголовки об истязаниях звездного актера, экстремальных условиях съемки и постоянно раздувающегося бюджета все-таки оказались правдивыми. Снежные локации Дикого Запада в фильме мексиканца легко отбирают звание «самого холодного вестерна десятилетия» у недавней «Омерзительной восьмерки». Более того, даже по степени кровавости Иньярриту в этот раз может поспорить с Тарантино, – «Выживший» просто изобилует жестокими реалистичными сценами. Очень натуралистичные убийства, макропланы скальпированных черепов и торчащие из тела кости легко могут повергнуть в шок слишком чувствительных зрителей. Режиссер решил не приукрашивать романтизированную со временем эпоху, словно, призывая не забывать, какими безжалостными на самом деле были те времена.

История рассказывает о легендарном маунтинмене Хью Глассе, который вместе с другими трапперами отправился в дикие леса добывать ценную пушнину. После нападения воинственных индейцев охотники вынуждены бежать, однако на Гласса нападает разъяренная медведица, оставив от него нечто похожее на кожаный мешок с костями и разодранной плотью. Команда решает оставить изувеченного товарища, который, вопреки всем, восстанет из мертвых и постарается наказать виновных.

«Выживший» – не самый точный перевод англоязычного названия картины. Термином «ревенант» называют дух, не нашедший утешения в загробном мире и вернувшийся в людскую действительность с целью отмщения своим обидчикам. Пожалуй, мистический ореол вокруг оригинального заглавия позволяет допустить некоторые не совсем правдоподобные сцены в киноленте. Реальный Хью Гласс, согласно городским легендам, прополз больше трехсот километров со сломанной ногой и торчащими наружу ребрами, но, честно говоря, откровенно скучно было бы смотреть на подобное путешествие в заданном авторами темпе. Все-таки не стоит забывать, что фильм не документальный, а художественный. Огромная медведица, швыряющая человека из стороны в сторону и топчущаяся на нем – это действительно страшно, а ночевка в трупе лошади хоть и малоубедительна, зато эффектна. Можно сказать, что нереалистичные моменты картины с лихвой компенсируется эмоциями.

Леонардо Ди Каприо во время съемок пришлось пережить действительно немало. Так и хочется сказать, что он борется со смертью в фильме не за жизнь, а за «Оскар». Возможно, это все-таки не самая лучшая роль в его карьере, зато очень самоотверженная, и давно заслуженную золотую статуэтку он, пожалуй, все-таки заберет на ближайшей церемонии. К счастью, на его фоне ничуть не теряются другие актеры. Том Харди, впервые номинировавшийся на Премию Американской киноакадемии, действительно сумел вызвать ненависть и отвращение в зрительном зале, а Донала Глисона стоит похвалить за грамотный подход к фильмографии. В 2015 году ирландский актер появился в обласканной критиками мелодраме «Бруклин» и мультикассовом продолжении «Звездных войн», подытожив свой успех убедительной ролью в «Выжившем».

Несмотря на отличный актерский состав и длительный хронометраж, фильм Иньярриту очень немногословен. Эту ленту нужно все-таки созерцать, рассматривая каждый изумительно воплощенный кадр. Помимо кровавых мучений главного героя и ледяного духа американского северо-запада, авторы приоткрывают таинственное прошлое Хью Гласса красивыми клиповыми флешбеками, отсылающими то к романтической истории любви, то к жутким инсталляциям в духе «Апофеоза войны».

Может показаться, что «Выживший» – это история о стойкости силы духа, воле к жизни и неограниченных физических возможностях. Однако, в первую очередь, лента ясно показывает, на что способен человек даже в экстремальных условиях ради самой настоящей кровной мести. Именно чувство справедливости охватывает разум главного героя, заставляя его полуумершее тело ползти сотни миль и цепляться за хлипкую жизнь. Тем не менее, наибольшая циничность заключается в том, что зритель также страстно желает смерти врагу протагониста, хотя тот просто пытался всеми способами спасти свою шкуру. Фильмы, оставляющие такое яркое послевкусие, действительно редко выходят в прокат, поэтому «Выживший» со временем вполне может стать культовой классикой.


Андрей Горовой

Ценитель кинематографического многообразия.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Dope»: Кино – лучший наркотик
«Кунг-фу Панда 3»: Бог троицу любит!
Егор Крид даст бесплатный…
А не спеть ли мне песню?..
Замечательный человек – Цой
Маразм
Олег Скрипка: про сало, музыку, публику и мову
«Лес призраков»: Прошлое в чужом лесу
«Омерзительная восьмерка»: Выживут не все
«13 часов: Тайные солдаты Бенгази»: Дети с оружием


«««
»»»