В ЦДХ прошла выставка Юрия Васильева (1925 – 1990), “лидера московских модернистов”, как еще в 1960 году назвал его американский журнал “Лайф”. В былые годы его имя чаще произносилось за границей: дома его не выставляли, он был лишен заказов. Зато его работы охотно покупали музеи и частные коллекционеры США, Франции, Японии, Германии. В Японии было даже создано “Общество друзей Васильева”, функционирующее и сегодня. На родине произведения Ю.Васильева впервые официально были показаны лишь в 1990 году на выставке российского андерграунда “Другое искусство” в Третьяковской галерее. Художник не дожил до нее двух месяцев…
Ветеран второй мировой войны, авиамеханик ВВС, он стоит в одном ряду со своими сверстниками – Вадимом Сидуром, Эрнстом Неизвестным и другими мастерами, отвергнутыми официозом. В подвалах “другого искусства” они создавали собственные миры, живущие по своим законам гармонии и красоты.
Первое впечатление от выставки Юрия Васильева, далеко не самой полной, это мощь, удивительное полноводье его таланта. Живописец, график, сценограф, скульптор, поэт, реставратор, он пробовал себя во всем и нередко пролагал путь идущим вослед. Он оформлял спектакли для Театра на Таганке, ваял скульптуры для авангардных вернисажей в Праге, иллюстрировал для зарубежного читателя Достоевского, поражал своими работами утонченных ценителей живописи в Японии.
Выставка дает возможность проследить основные этапы творчества Ю.Васильева. Работы маслом 1941 – 42 гг. – портреты, натюрморты – грамотно, но и только. 50-е годы – переход к двухмерной, плоскостной манере, упрощенному цвету и контуру – “Адам и Ева”, “Будда искусства”. Первые геометрические абстракции. 60 – 70-е годы – создание собственной знаковой системы: некие человекообразные формы разыгрывают сюжеты мирового искусства – “Георгий Победоносец”, “Саломея”, Три грации”, “Иван Грозный и его сын Иван”. Параллельно – поп-арт, первые опыты ассамбляжа: в толстый слой краски влеплены камешки, монеты, даже кружева. Рядом – скульптуры из белого мрамора – “красота божественного, окрашенная чувственностью”, по словам автора. Все это – творчество одного человека. “MON” – “моё” – так подписывал он свои работы.
Находясь на переднем крае авангарда, Ю.Васильев являлся одновременно хранителем культуры прошлого. Он участвовал в реставрации Михайловского, Поленова, Муранова, Андроникова монастыря. Было в его жизни два потрясших его события: восстановление по его эскизу креста на могиле Пушкина и снятие посмертной маски с Владимира Высоцкого. А вещью, отражающей самую суть творчества Юрия Васильева, следует, несомненно, назвать “Дон Кихота” (1957), где великий романтик и борец со Злом и его верный оруженосец спускаются по крутым ступеням загадочной лестницы куда-то вниз, в неведомую бездну…
Олег ТОРЧИНСКИЙ.
На снимке: “Дон Кихот” (1957).