Дон Кихот спускается в бездну

В ЦДХ прошла выставка Юрия Васильева (1925 – 1990), “лидера московских модернистов”, как еще в 1960 году назвал его американский журнал “Лайф”. В былые годы его имя чаще произносилось за границей: дома его не выставляли, он был лишен заказов. Зато его работы охотно покупали музеи и частные коллекционеры США, Франции, Японии, Германии. В Японии было даже создано “Общество друзей Васильева”, функционирующее и сегодня. На родине произведения Ю.Васильева впервые официально были показаны лишь в 1990 году на выставке российского андерграунда “Другое искусство” в Третьяковской галерее. Художник не дожил до нее двух месяцев…

Ветеран второй мировой войны, авиамеханик ВВС, он стоит в одном ряду со своими сверстниками – Вадимом Сидуром, Эрнстом Неизвестным и другими мастерами, отвергнутыми официозом. В подвалах “другого искусства” они создавали собственные миры, живущие по своим законам гармонии и красоты.

Первое впечатление от выставки Юрия Васильева, далеко не самой полной, это мощь, удивительное полноводье его таланта. Живописец, график, сценограф, скульптор, поэт, реставратор, он пробовал себя во всем и нередко пролагал путь идущим вослед. Он оформлял спектакли для Театра на Таганке, ваял скульптуры для авангардных вернисажей в Праге, иллюстрировал для зарубежного читателя Достоевского, поражал своими работами утонченных ценителей живописи в Японии.

Выставка дает возможность проследить основные этапы творчества Ю.Васильева. Работы маслом 1941 – 42 гг. – портреты, натюрморты – грамотно, но и только. 50-е годы – переход к двухмерной, плоскостной манере, упрощенному цвету и контуру – “Адам и Ева”, “Будда искусства”. Первые геометрические абстракции. 60 – 70-е годы – создание собственной знаковой системы: некие человекообразные формы разыгрывают сюжеты мирового искусства – “Георгий Победоносец”, “Саломея”, Три грации”, “Иван Грозный и его сын Иван”. Параллельно – поп-арт, первые опыты ассамбляжа: в толстый слой краски влеплены камешки, монеты, даже кружева. Рядом – скульптуры из белого мрамора – “красота божественного, окрашенная чувственностью”, по словам автора. Все это – творчество одного человека. “MON” – “моё” – так подписывал он свои работы.

Находясь на переднем крае авангарда, Ю.Васильев являлся одновременно хранителем культуры прошлого. Он участвовал в реставрации Михайловского, Поленова, Муранова, Андроникова монастыря. Было в его жизни два потрясших его события: восстановление по его эскизу креста на могиле Пушкина и снятие посмертной маски с Владимира Высоцкого. А вещью, отражающей самую суть творчества Юрия Васильева, следует, несомненно, назвать “Дон Кихота” (1957), где великий романтик и борец со Злом и его верный оруженосец спускаются по крутым ступеням загадочной лестницы куда-то вниз, в неведомую бездну…

Олег ТОРЧИНСКИЙ.

На снимке: “Дон Кихот” (1957).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Здравствуйте, “Музыкальная Правда”!
УЛЬТРАПРАВЫЕ ПРОТИВ МЕЛАДЗЕ
Коротко
Британская группа Radiohead завершила…
РОССДЕЙЛ ПОТЕРЯЛ СОЗНАНИЕ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О ДЖОНЕ ЛЕННОНЕ
ЛОЛИТА В КАРТОЧНОМ ГОРОДЕ
СОБАКА НАГАДИЛА ДЖАГГЕРУ НА ТУФЛИ
“Я возвращаюсь всякий раз туда…”
ДЖОНА ВДОХНОВЛЯЕТ ПРИМЕР ФРЭНКА
TRAVIS “СДЕЛАЛИ” OASIS
…Юрия Озерова и Никиту Михалкова
ТОММИ ПОЛУЧИЛ ПОЛТОРА ГОДА
ПОЛ МАККАРТНИ – САМЫЙ БОГАТЫЙ
Пронизанный счастьем
Уикенд
ГАЗМАНОВ & ГРЫМОВ ДЕЛАЮТ ФИЛЬМ
Островский с “прибамбасами” и без
МАРИ ОБИЖАЕТСЯ НА ДАЙАНУ
КАРТИНА О ДЖИМИ ХЕНДРИКСЕ
Старик, Мальчик, Смешной человек и другие жители Земли
ЖЕНА БОУИ ПРОДАЕТ ЯЙЦА
ФИЛЬМ, В КОТОРОМ РЕЖИССЕР ВСЕХ “УЩИПНУЛ” ЗА ЛОДЫЖКУ
САМОЙЛОВ ПИШЕТ МУЗЫКУ ДЛЯ КИНО
С берегов Сии
ПЕДОФИЛ СКРЫВАЕТСЯ НА КУБЕ
АВТОГРАФ ДЛЯ МАМАШКИ
СВИРИДОВА ВЕДЕТ ПЕРЕГОВОРЫ
Ностальгия по совершенству
МАЙКЛ ДЖЕКСОН ИСПИСАЛСЯ
ПАЛИТРА АНДРЕЯ ДЕЛЛОСА
“СЕРЬГА” ПЕРЕШЛА НА ГЛАГОЛЫ
Пестрая птичья братия
DAILY EXPRESS ПОБЕДИЛА ЭЛТОНА ДЖОНА
ЗВЕРСКИЙ ЮБИЛЕЙ И ДРУГИЕ МЕРОПРИЯТИЯ


««« »»»