Сказки и сны “Голубой розы”

В отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина открыта выставка “Голубая роза”. Живопись, графика и скульптура из частных собраний Москвы и Петербурга”. Представлены около 150 экспонатов из 30 частных собраний обеих российских столиц, многие показываются публике впервые. Выставка стала возможна благодаря содействию фонда “Русская культурная инициатива” и Клуба коллекционеров изобразительного искусства во главе с его бессменным председателем Валерием Дудаковым.

“Голубая роза”, в которую входили 16 молодых художников, выпускников и учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества, возникла в так называемые “годы реакции”, в атмосфере подавленности и разочарования, царившей в обществе после катастрофы в русско-японской войне и поражения революции 1905 – 1907 гг. Искусство отшатнулось от политики, социальных проблем и попыталось уйти от мрачной действительности в мир фантазии и мечты, сказок и снов, порвав с клонившимся к упадку, вырождающимся передвижничеством. В “Голубую розу” входили художники П.Кузнецов, Н.Сапунов, М.Сарьян, С.Судейкин, А.Фонвизин, Н.Крымов, Н.Феофилактов и другие, своим предтечей они считали мастера старшего поколения – В.Борисова-Мусатова… Целью своей “голуборозцы” ставили передать в красках и образах смысл таких достаточно абстрактных категорий, как сон, рождение, смерть, любовь, грех, вечность, время; найти пластические эквиваленты состояниям тревожной неясности, грусти, страха, в которых жила страна, короче, дать в красках то, что пытались воплотить в стихах символисты – Брюсов, Белый, Блок и другие. За все это они были в советские времена названы “реакционно-мистической группировкой” и на многие десятилетия отлучены от зрителя. Их творчество периода “Голубой розы” замалчивалось (многие стали мэтрами советского искусства, например Н.Крымов, П.Кузнецов, М.Сарьян), музеи неохотно покупали их работы, зато блаженствовали частные коллекционеры, скупая их, по современным меркам, задаром – вот почему так богата эта экспозиция. Представлены 22 работы П.Кузнецова, 21 – С.Судейкина, произведения В.Борисова-Мусатова, М.Сарьяна, Н.Сапунова, и других известных “голуборозцев”, а также малоизвестных, а по сути дела открытых заново И.Кнабе, П.Бромирского, В.Дриттенпрейса, Н. и В.Милиоти. А еще – две картины Н.Рябушинского, миллионера и мецената, на средства которого была организована первая выставка “Голубой розы” (1907), давшая название объединению.

Олег ТОРЧИНСКИЙ.

На снимках: С.Судейкин “Русские в Париже”. Эскиз росписи для кафе “Бродячая собака” (1912). П.Кузнецов “Горная Бухара. Кишлак” (1923).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Рекорд Барбры Стрейзанд
Для поклонников Beatles
Я устал искать дозу…
Европейцев больше, но они не первые
Дмитрий Маликов: Я Еще не соскочил со ступенек
Новости
Возвращение песни
Уикенд
ВИЗИТ ПАФФА ДЭДДИ В СУД
МЕЛИССА ЭТЕРИДЖ РАСКРЫЛА СЕКРЕТЫ
АТРИБУТИКА KISS БУДЕТ ПРОДАНА
U2 НЕ ВЫСТУПЯТ В ДУБЛИНЕ
НАРКОТИКИ В СУМОЧКЕ УИТНИ ХЬЮСТОН
ПЕСНЯ ОЗЗИ – ГИМН СТАРШЕКЛАССНИКОВ
METALLICA ВЫИГРАЛА СУДЕБНОЕ ДЕЛО
СОТРУДНИЧЕСТВО НЕ СОСТОИТСЯ
НА ГЛОРИЮ ТРЕВИ СЫПЛЮТСЯ ОБВИНЕНИЯ
ШЭРОН ОСБОРН ПОКИНУЛА SMASHING PUMPKINS
МИК ДЖАГГЕР СТАНЕТ РЫЦАРЕМ
РАЗВОД ЦЕНОЙ В $1.230.000
ТРИ ТЕНОРА ПОМИРИЛИСЬ С НЕМЕЦКОЙ КАЗНОЙ
ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ВЕЩИ – НА АУКЦИОН
Коротко
КОРТНИ ЛАВ НАРУШИЛА КОНТРАКТ
Где небо сливалось с барханами
РЕАБИЛИТАЦИЯ РЭППЕРА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Вячеслав Почапский: партия Грозного – самая лучшая
ВОКАЛИСТКА ELASTICA НЕДОВОЛЬНА
Десять лет спустя
ТАМОЖНЯ ТАК И НЕ ДАЛА ДОБРО
Оценка прошлого с позиций современника
МАРТИ ФРИДМАН УШЕЛ ИЗ MEGADETH
Ни до, ни после, ни сейчас
ДЕНЬГИ НЕ СДЕЛАЛИ ФРЕДА СЧАСТЛИВЫМ


««« »»»