Возвращение песни

Голос у него был “под Высоцкого” – низкий, с заметной хрипотцой. Мы любили, когда Юрка брал в руки гитару и пел, как говорится, “за жизнь”…

Но однажды песня оборвалась. Врачи были неумолимы: рак гортани, спасет только ларингоэктомия – удаление гортани.

Вернул песню нашему другу и нам профессор Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А.Герцена, лауреат Государственной премии В.О.ОЛЬШАНСКИЙ.

– Владимир Олегович, как удалось “реабилитировать” голос нашего друга после того, как после операции вместе с гортанью он, естественно, остался и без голосовых связок?

– В современной медицине есть для этого два способа: логопедический и посредством хирургической реабилитации с помощью голосового протеза.

Первый – своего рода чревовещание, когда с помощью логопедов больной учится заглатывать в желудок какое-то количество воздуха, а затем выталкивает его в пищевод. При этом на границе пищевода с глоткой постепенно образуются складки слизистой оболочки – так называемые ложные голосовые связки, которые при прохождении через них воздуха вибрируют и у пациента появляется возможность говорить. Правда, на освоение этого метода уходит довольно много времени. К тому же объем заглатываемого больным в желудок воздуха невелик, и звук поэтому получается тихим, речь – прерывистой.

Так что, хотя теоретически при такой методике можно восстановить голос у 50 – 60% прооперированных больных, на деле сделать это удается немногим.

В последние годы появились, кстати, электронные аппараты для голосообразования. Но при их использовании голос получается металлический, как у робота, и, мягко говоря, режет слух окружающих.

– Но возглавляемое вами отделение опухолей головы и шеи, насколько я в курсе, пошло другим путем…

– Да. Вот уже полтора года, как мы занимаемся хирургической реабилитацией больных после ларингоэктомии. В ее основе – использование отверстия, фистулы или, как ее чаще называют, шунта между трахеей и пищеводом, который позволяет направить в последний мощный поток воздуха из легких человека.

Образующиеся при этом на слизистой оболочке и все более крепнущие со временем те самые ложные голосовые связки позволяют значительно увеличить громкость голоса, длительность его звучания на одном вздохе и достичь разборчивой речи. Мало того, голос передает особенности речи того или иного человека, его говора, тембровые оттенки. То есть становится очень похожим на тот голос, который больной потерял в результате операции.

– Но ведь при приеме пищи она обязательно попадет через фистулу из пищевода в трахею и человек задохнется?

– Это-то как раз и призван не допустить изготовленный из силикона голосовой протез, который находится в шунте между трахеей и пищеводом. С его помощью воздух беспрепятственно попадает из легких в пищевод, а пища, напротив, не попадает в дыхательные пути.

– Применяемые протезы – импортного производства?

– Теперь уже не только импортные. Наряду со шведскими и американскими голосовыми протезами мы вот уже полтора года используем протезы собственной оригинальной конструкции. Впервые в России созданные в нашем НИИ, они запатентованы, и партия их выпущена одним из московских опытных заводов. Так что из 45 операций по хирургической реабилитации больных после ларингоэктомии протезы зарубежного производства были использованы только в 15 случаях, тогда как наши – в тридцати.

– Но такие операции сегодня по средствам, наверное, только “новым русским”?

– Да что вы! Наш, отечественный протез стоит всего 150 рублей, к тому же приобретают их для больных онкологические диспансеры.

Правда, после доработки наш протез станет несколько дороже – до 250 рублей за изделие.

– А если я, скажем, захочу поставить себе импортный протез?

– Пожалуйста. Приобретайте его за 100 – 200 долларов США и опять же проходите у нас в НИИ хирургическую реабилитацию. А если захотите сделать операцию в зарубежной клинике, она обойдется для вашего кошелька в $1000.

– Владимир Олегович, а какова эффективность таких операций?

– У нас в стране рак гортани ежегодно диагностируется примерно у восьми тысяч больных, 40 – 45% которых, как я уже говорил, показана ларингоэктомия. А сколько таких пациентов накопилось за те годы, когда их хирургическая реабилитация не производилась!

Так вот, часть наших больных после хирургической реабилитации вернулась к работе. А другие просто свободно общаются с окружающими, что, согласитесь, вовсе немаловажно.

Мы разделяем исповедуемый мировой медициной принцип так называемого “золотого эталона”, который заключается в том, что у каждого больного, оперированного по поводу рака гортани, должен быть восстановлен голос. Извините, мы не можем плодить калек, когда есть способ вернуть человека к полноценной жизни.

Именно поэтому наш НИИ во главе с академиком Российской медицинской академии В.И.Чиссовым, который многие годы успешно разрабатывает методики функционально-щадящих операций при злокачественных опухолях различных органов, планирует создать Всероссийский центр хирургической реабилитации безгортанных больных. Мы обучим в таком центре врачей онкодиспансеров и они смогут применять голосовые протезы, что называется, по месту жительства больного.

– Поскольку ваше отделение занимается опухолями головы и шеи, вы наверняка имеете отношение к щитовидной железе…

– Только к ее опухолям, как доброкачественным, так и злокачественным, которые распространены, согласно данным ряда ученых, у 10 – 12% населения Земли. Первые, кстати, в 12 – 30% случаев могут перейти, так сказать, в категорию вторых. Тут, знаете, меня заинтересовали так называемые непальпируемые опухоли, то есть размером от 3 – 10 миллиметров и выше, которые можно обнаружить только при ультразвуковой диагностике.

Теперь мы локализуем такую опухоль на экране ультразвукового аппарата, подводим к ней под контролем УЗИ специальный проводник-световод и включаем энергию лазера… На наших глазах она разрушается, и через 15 минут больной уходит из кабинета врача без опухоли.

На сегодня такие щадящие, практически бескровные амбулаторные операции выполнены уже 62-м больным. Главное, чего мы достигли – это сохранение функции щитовидной железы и устранение угрозы превращения опухоли из доброкачественной в злокачественную.

Сейчас мы начали подобные исследования уже со злокачественными опухолями щитовидной железы…

Беседовал Константин ЩЕГЛОВ.

Фото Александры ФИЛАТОВОЙ.

Если Вам необходима помощь специалистов Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А.Герцена, то звоните по тел. (095) 945-86-51 или 945-64-45.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Рекорд Барбры Стрейзанд
Для поклонников Beatles
Я устал искать дозу…
Европейцев больше, но они не первые
Дмитрий Маликов: Я Еще не соскочил со ступенек
Новости
Уикенд
ВИЗИТ ПАФФА ДЭДДИ В СУД
МЕЛИССА ЭТЕРИДЖ РАСКРЫЛА СЕКРЕТЫ
АТРИБУТИКА KISS БУДЕТ ПРОДАНА
U2 НЕ ВЫСТУПЯТ В ДУБЛИНЕ
НАРКОТИКИ В СУМОЧКЕ УИТНИ ХЬЮСТОН
ПЕСНЯ ОЗЗИ – ГИМН СТАРШЕКЛАССНИКОВ
METALLICA ВЫИГРАЛА СУДЕБНОЕ ДЕЛО
СОТРУДНИЧЕСТВО НЕ СОСТОИТСЯ
НА ГЛОРИЮ ТРЕВИ СЫПЛЮТСЯ ОБВИНЕНИЯ
ШЭРОН ОСБОРН ПОКИНУЛА SMASHING PUMPKINS
МИК ДЖАГГЕР СТАНЕТ РЫЦАРЕМ
РАЗВОД ЦЕНОЙ В $1.230.000
ТРИ ТЕНОРА ПОМИРИЛИСЬ С НЕМЕЦКОЙ КАЗНОЙ
Коротко
ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ВЕЩИ – НА АУКЦИОН
Сказки и сны “Голубой розы”
КОРТНИ ЛАВ НАРУШИЛА КОНТРАКТ
Где небо сливалось с барханами
РЕАБИЛИТАЦИЯ РЭППЕРА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Вячеслав Почапский: партия Грозного – самая лучшая
ВОКАЛИСТКА ELASTICA НЕДОВОЛЬНА
Десять лет спустя
ТАМОЖНЯ ТАК И НЕ ДАЛА ДОБРО
Оценка прошлого с позиций современника
МАРТИ ФРИДМАН УШЕЛ ИЗ MEGADETH
Ни до, ни после, ни сейчас
ДЕНЬГИ НЕ СДЕЛАЛИ ФРЕДА СЧАСТЛИВЫМ


««« »»»