Режиссёр Франсуа Озон всегда отличался заинтересованностью в неоднозначных, если не сказать провокационных, для среднестатистического обывателя сюжетах. Поэтому экранизация одноименного романа Рут Ренделл стало вполне логичным развитием творческого пути француза. При этом стоит отметить, что, как и в случае с прошлой картиной «Молода и прекрасна», его свежему творению «Новая подружка» немного не хватило цельности и глубины, что делает ленту лишь «очередной» в его фильмографии.
Спору нет, что для такого мастера рядовая работа, то для многих и так недостижимая высота. Во второй коллаборации с оператором Паскалем Марти, Озону удается создать максимально привлекательную гламурную картинку, даже немного слащавую, тем не менее, удерживаясь от пошлости. Гиперэстетичности ленте придаёт и музыкальное сопровождение, идеально вписанное в «плоть» произведения. И главный вопрос, который возникает, есть ли что-то за всей этой изящной обёрткой?
Действие берёт начало с похорон молодой девушки Лоры, которая оставила в этом мире любящего мужа Давида (Ромен Дюрис), полугодовалого ребёнка и верную подругу Клэр (Анаис Демустье). Последняя давала умершей клятву, что позаботится о вдовце и младенце, но после погребальной церемонии долгое время не может найти в себе силы, чтобы навестить супруга Лоры. Когда же ей это всё-таки удаётся, Клэр обнаруживает Давида одетым в вещи покойной. Оказывается, что перевоплощение в женский образ было его давним увлечением, и после смерти жены он снова ощутил потребность в переодевании. Вскоре после этого у Клэр в телефоне появляется новый контакт: Вирджиния. Именно так она нарекает женскую ипостась Давида, с которой у неё завязывается странная дружба. Через эти отношения всё более понятно становится, что для Клэр Лора была больше, чем просто другом, но в тоже время всё менее ясно свойство привязанности к Давиду/Вирджинии. А новоиспечённый трансвестит таким образом пытается справиться с утратой женской энергии в своей жизни и найти новый баланс внутри себя. То есть классический поиск целостности через противоположность. Только Озон с самого начала намеренно всё выворачивает наизнанку для пущей оригинальности и наглядности.
Конечно, можно подумать, что всё равно после Альмодовара ничего оригинального о транссексуалах не снять, но попытка Озона на самом деле вполне самобытна, что уже немало, по крайней мере, за счёт налёта «французского шарма» и тонкого трагикомического тона. Подход режиссёра к рассмотрению природы гендерной перверсии в данном случае амбивалентен. С одной стороны, деликатность и ненавязчивость, например, в комедийных эпизодах, реакция на которые у разных зрителей может очень сильно варьироваться (вплоть до восприятия как мелодрамы), или по отношению к персонажу Дюриса. В тоже время прямолинейность и угловатость можно усмотреть как в самой Клэр, так и в общем схематичном построении истории. Но даже так Озону удается поиграть на ожиданиях аудитории, несколько раз давая ложные сюжетные линии или подводя к ним, а потом бросая как ни в чём не бывало.
Огорчают и некоторые провисания в середине картины, заставляющие поглядывать на часы, хотя совсем уж невыносимо скучно не становится. Кино получилось сносное, пусть и немного неровное, в котором при желании можно разглядеть не только размышления на тему проблемы самоопределения, но о необходимости поддержания гармонии мужского и женского начал в человеке и к чему приводит их разбалансировка.