ОТ ГИТЛЕРА К МАЙКЛУ ДЖЕКСОНУ

ЯРОСЛАВ МОГУТИН

собкор “Нового Взгляда” в США

Наглядная агитация была поставлена фашистами на невероятную высоту: многотысячные парады, факельные шествия, стройные шеренги солдат, образующие в марше гигантскую паучью свастику, красно-черные штандарты…

Весь мир увидел это зловещее великолепие в документальном фильме Лени Рифеншталь “Триумф Воли” (1935), признанном лучшим пропагандистским фильмом в истории. Фильм посвящен 6-му съезду нацист-ской партии в Нюрнберге в 1934 году и напоминает гигантскую постанов-ку оперы Вагнера.

Знаменитая в 20-е годы танцовщица Рифеншталь сделалась настоящей “звездой”, сыграв в нескольких “горных” (снятых в горах) филь-мах, воспевающих силу немецкого духа и красоту немецкого тела. В 1932 году она сняла свой первый фильм “Голубой свет” – мистическую ис-торию в традициях немецкого киноэкспрессионизма о дикой и невинной обитательнице гор Джунде, которая знает тайну горных кристаллов, излу-чающих магический голубой свет. Столкнувшись с людьми и цивилизаци-ей, она теряет свои идеалы. Позднее Лени сравнила свою судьбу с при-думанной ею судьбой Джунды.

Ее имидж героической, властной и решительной суперженщины, холодной и асексуальной королевы-покорительницы гор был полной проти-воположностью имиджа Марлен Дитрих, которая ненавидела Рифеншталь, найдя в ней достойную конкурентку.

Рифеншталь познакомилась с Гитлером до того, как он пришел к власти. Потрясенная его выступлением на одном из митингов, она написала ему письмо с просьбой о встрече. Положительный ответ пришел не-ожиданно быстро: оказалось, что Гитлер был ее поклонником. Она так описывает впечатления от первой встречи с будущим Фюрером:

“До это-го Гитлер казался мне страшным. Он никогда не привлекал меня как муж-чина. Но при личном общении он оказался очень доброжелательным чело-веком. От него шла такая мощная энергетика, что собеседник просто не замечал конкретных черт его лица, его усов. Он подавлял и усыплял волю человека. Почувствовав это, я пыталась сопротивляться, но это было практически невозможно. Он сказал мне: “Ты должна снимать мои филь-мы!” Я ответила: “Я – художник, актриса. Я могу делать только то, что мне интересно, в чем я могу участвовать сама”. Он сказал, что когда я стану взрослее, я пойму, что он хотел от меня”.

В дневниках Йозефа Геббельса, министра пропаганды, Рифеншталь упоминается неоднократно. Она сама сейчас отрицает приватные встречи с Гитлером, Геббельсом и другими представителями нацистской верхуш-ки, так же, как свидетельства о том, что она была любовницей некоторых из них. “Геббельс был лживым монстром! Он возненавидел меня за то, что я отказалась стать его женой. Он был не в моем вкусе, и я прямо ему сказала об этом. Он стал моим личным врагом”. Однако именно из рук Геббельса Рифеншталь получала высшие нацистские награды за “выдающийся вклад в немецкое искусство и художественное воплощение образа фюрера”.

В 1936 году в Берлине прошли Олимпийские игры. По мнению нацистских идеологов, это была подходящая возможность продемонстриро-вать всему миру превосходство арийской расы. Гитлер был чрезвычайно огорчен, что среди победителей Олимпиады были не только немцы, но даже негры.

Рифеншталь проделала поистине титанический труд, запечатлев каждый момент игр. 21 апреля 1938 года, в 49-й день рождения Гитлера, состоялась премьера монументального четырехчасового суперфильма “Олимпия”, ставшего шедевром и легендой мирового кино и до сих пор называемого критиками в десятке лучших фильмов всех времен и наро-дов. Подсчитано, что в нем задействовано полтора миллиона персонажей.

“Олимпия” пронизана ницшеанским духом, в каждом кадре фильма воплощена идея о сверхчеловеке, супермене. Культ обнаженного мужско-го тела, занимающий центральное место в фильме Рифеншталь, был ха-рактерен для официального нацистского искусства. Мужчина-воин, муж-чина-поработитель, сверхчеловек – излюбленный образ многих официаль-ных нацистских художников, таких, как Арно Брокер, в чьих угрюмых, на-пряженных и устрашающих скульптурах – нагромождении мускулов и мя-са, источающем силу и агрессию – отразилась гигантомания фашизма.

Известно, что Гитлер был несостоявшимся художником. Его идиллические натюрморты и пейзажи, пользующиеся сейчас невероятным спро-сом на аукционах благодаря посмертной славе Маэстро, поражают необя-зательностью (ненужностью) мельчайших деталей и подробностей, типич-но немецкой аккуратностью (тщательностью) и абсолютной неоригинальностью. Такие жизнерадостные картинки можно приобрести на улицах всех столиц мира.

Свои нереализовавшиеся художнические амбиции Гитлер сполна воплотил в нацистском искусстве, столь же неоригинальном, как и его собственное творчество. В специальном спиче, посвященном задачам на-цистского искусства, он провозгласил: “Настоящее искусство должно нес-ти в себе отпечаток красоты. Все, что здорово – то правильно и есте-ственно. Все, что правильно и естественно – то красиво. Наша задача – раскрыть эту красоту!”

Псевдоклассицизм и псевдоакадемизм фашистского стиля был призван продемонстрировать преемственность Третьего рейха к античной культуре и цивилизации. “Олимпия” начинается с описания истории Олимпийских игр, и античные статуи “оживают” у Рифеншталь в гомоэротичных образах обнаженных немецких атлетов и спортсменов со свасти-кой на груди. Спортивные снаряды в их руках выглядят не менее устра-шающе, чем настоящее оружие. И, хотя сама Рифеншталь упорно отри-цает свое родство с официальным фашистским искусством, характеризуя его как кич, она не просто воплотила в кинематографе фашистский стиль – она была одним из создателей этого стиля.

После разгрома фашизма в период денацификации Германии Рифеншталь предстала перед судом, подробно освещавшемся в западной прессе. Ей были предъявлены серьезные обвинения, в том числе ис-пользование в съемках фильма “Тифланд” (1940, закончен в 1954) цыган из концлагеря. Она решительно отрицала все обвинения, заявляя, что за-нималась искусством, а не политикой или идеологией. Поскольку Рифеншталь не была членом нацистской партии, она была признана судом лишь “симпатизировавшей нацистам” и избежала тюрьмы.

Рифеншталь до сих пор не могут простить те пронацистские филь-мы. Несмотря на то, что ее карьера на Западе была невозможна, она и по сей день получает письма от поклонников во всем мире, оставаясь самой известной женщиной-режиссером в истории. Она еще неоднократно за-ставляла говорить о себе весь мир: когда в 70 лет отправилась в Африку и прожила несколько месяцев среди диких племен, снимая так никогда и не законченный фильм “Черное Конго”; когда в 90 лет вступила в “Гринпис” и начала заниматься подводными съемками; когда в 1993 году вышел трехчасовой фильм Рэя Мюллера “Удивительная, ужасная жизнь Лени Рифеншталь”; когда были изданы мемуары Рифеншталь, ставшие бестселлером. “В своей жизни я не делала ничего, чего бы я не хотела делать. И ни от чего из сделанного мной я не собираюсь отказываться!” – написала она.

Тоталитарный стиль, классиком которого Рифеншталь стала в кинематографе, переживает сейчас второе рождение в шоу-бизнесе, о чем можно судить по популярным видеоклипам, в которых использованы ми-литаристские образы из ее фильмов. В качестве примера можно назвать впечатляющее видео к хиту “Пет Шоп Бойз” “Gо West” и устрашающий рекламный ролик к последнему альбому Майкла Джексона “HIStory”, в ко-тором солдаты несут лозунги с неким мистическим заклинанием “ЖЗУЫ”.

Во время недавнего интервью Джексона на АВС Дайан Сойер спросила его дрожащим голосом: “Не боишься ли ты шокировать своих поклонников имиджами, напоминающими фильмы Лени Рифеншталь? Ведь за всей этой символикой стоит совершенно определенная идеология! Не-ужели ты веришь в нее?!” Джексон оказался умнее Дайан Сойер, повто-рив вслед за Рифеншталь: “Я – артист, художник, я занимаюсь искус-ством, а не идеологией! И пусть люди думают, что хотят!”

Старушка Рифеншталь наверняка ехидно ухмыльнулась. Гений и злодейство совместились в ней чудным образом.

(Полностью работу “нововзглядовца” Могутина о сексуальности фашизма читайте в журнале И.Григорьева “ОМ”).


Ярослав Могутин

Собкор «Нового Взгляда» в США

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КОМИССАР ШИМАНСКИЙ ВРЕМЕННО ВЫБЫЛ ИЗ СТРОЯ
АЛЛА ПОДЖИО: ПЫТАЮСЬ ПРОБИТЬ ВАТНУЮ СТЕНУ
1 СЕНТЯБРЯ: МУЗЫКА, ЛЮБОВЬ, СКУПАЯ МУЖСКАЯ СЛЕЗА И ЖИВЫЕ “ТАНТАМАРЕСКИ”
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ВОСХИЩАЮСЬ СОФИЕЙ
Дорогой Ярослав Могутин!
СКОЛЬКО МОЖНО ДЕЛИТЬ?
ИРИНА ВОЛКОНСКАЯ ГОТОВИТСЯ К ДЕБЮТУ
Коротко
НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ СЕКСОМ С АФРИКАНЦАМИ!
В НАБЕДРЕННОЙ ПОВЯЗКЕ ОТ ВЕРСАЧЕ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НЕ СПОСОБСТВУЕТ ЧИСТОТЕ РИЭЛТОРСКИХ РЯДОВ
Готовьтесь к снижению ставок по депозитам?


««« »»»