УМЕЮТ ЛИ ЖИТЬ “КРАСНЫЕ ДИРЕКТОРА”?

Не делите людей на “красных” и “белых”. Классификация эта примитивна и в наши дни потеряла уже всякий смысл. Найти себе место под солнцем в мире капитала, частной собственности и чистогана стремятся теперь даже “красные директора” из военно-промышленного комплекса времен развитого социализма.

Хотя в коридорах, цехах и лабораториях Всероссийского института легких сплавов (ВИЛС) приказы генерального директора Б.И.Бондарева до сих пор раздаются на манер военных команд и выполняются тоже по-военному четко, однако теперь это скорее лишь дань традициям и психологическим установкам. Просто традиции здесь особенно живучи, ведь ВИЛС, сочетая в себе научный институт и многопрофильный завод, всегда был ведущим научно-производственным предприятием отрасли, крепко привязанной к “оборонке”. Без его технологий не обходился ни один из российских производителей “оборонных” материалов из титановых, магниевых, алюминиевых сплавов.

Но традиции традициями, а рыночные отношения показались вполне по вкусу и этому флагману ВПК. Причем настолько по вкусу, что ради скорейшего акционирования ВИЛС в свое время даже избавился от опеки давнего – и достаточно надежного – покровителя, Минавиапрома, и перешел в ведение Комитета по металлургии. Приватизироваться в металлургии было гораздо проще, а о том, сколько усилий, опыта, связей, находчивости и смекалки потребовал от директора каждый шаг на пути к приватизации предприятия, выполняющего в организме ВПК уникальные функции, можно только догадываться. В результате работники ВИЛСа получили почти половину акций института бесплатно, а авторитет директора заслуженно взлетел в заоблачные выси. Еще бы! Все понимали, что строила оборонные цеха и сопутствующие им объекты вся страна, а немалое имущество в виде московских зданий, современных металлургических печей, прокатных станов и испытательных установок в одночасье стало собственностью нескольких тысяч человек. Хозяйствуй и богатей! И общество от этого только выиграет, поскольку богатство свободной страны складывается из благосостояния каждого жителя.

И коллектив начал хозяйствовать. Однако управленческих проблем сама по себе приватизация решить не смогла. И у семи нянек дитя без глазу, а тут – сразу несколько тысяч. Рынок требует свободы маневра, а дирекции приходится смотреть в рот собранию акционеров, которым подавай дивиденды и зарплату. Неудобно это. Зато преимущества рынка, как оказалось, отлично сочетаются с преимуществами ВПК. Дисциплина железная, правление АО само по себе легко управляемо, акционеры о своих правах зачастую даже не наслышаны. Так что, может быть, и не большая беда в том, что аудиторской проверкой установлено: “Советом директоров превышены полномочия в части создания дочерних предприятий, утверждения квартальных балансов, счетов прибылей и убытков”. В конце концов ведь все это – ради процветания родного предприятия, ради достатка в семьях родного коллектива! Коллектив же Совету директоров и, тем более, лично Борису Ивановичу не перестает доверять. Совсем наоборот. По рекомендации директора большинство сотрудников свои акции открытого АО “ВИЛС” обменивает на акции совершенно нового – закрытого – АО. Название у последнего почти такое же: ЗАО “ВИЛС”, только Устав немного другой и уставный фонд сформирован не зданиями и оборудованием бывшего государственного института, а акциями открытого АО “ВИЛС”. Все гениальное просто: в результате этого элегантного маневра связь между имуществом и акционерами – работниками института – становится настолько эфемерной, что некоторое время спустя Б.И.Бондарев без ведома трудового коллектива передает акции АО “ВИЛС”, а вместе с ними и права на институт, сразу трем другим закрытым акционерным обществам, в которых основным акционером является… опять же сам Б.И.Бондарев. И все это делается в полном соответствии с Уставом ЗАО “ВИЛС” – законно. Директорская власть легко превращается в собственность, которая, перераспределяясь, трансформируется во власть еще большую и уже никем не контролируемую. Закон природы: у кого-то убыло, у кого-то прибыло.

Итак, спасибо рыночной реформе, руки у дирекции теперь развязаны полностью. Хочет – подарит финансовые средства акционеров какому-нибудь совместному предприятию, хочет – преподнесет совсем не лишние для института оборудование и материалы какой-нибудь дочерней структуре (лишние не преподносит – платит за них налоги из стремительно худеющего институтского бюджета). Дочерних структур уже больше десятка. Отобрав у института производство титановых слитков и другой пользующейся спросом продукции, “папаше” ВИЛСу они не приносят ни копейки дохода. Наоборот, их общий долг предприятию превысил три миллиарда рублей.

О том, что директор ВИЛСа умен и расчетлив, знают все. Но в чью пользу делается расчет, когда почти 2 миллиарда рублей из средств АО “ВИЛС” омертвляются в уставном капитале дочернего АО “ВИЛТИ”, а затем для обеспечения своих самых необходимых выплат АО “ВИЛС” прибегает к не самым выгодным банковским кредитам? За что директор нищающего на глазах института так привечает разоряющих его АО “Диск”, АО “ФАСТ-ВИЛС”, АО “БРОК-ВИЛС”, АО “ВИЛС-строй”, АО “ВИЛТИ”, акционерам неизвестно. Хотя о причинах передачи прав на заключение всех экспортных контрактов ВИЛСа некоему “ВАО ВИЛС” догадываться можно. Директор “ВАО ВИЛС” – родной сын Б.И.Бондарева, директора АО “ВИЛС”. Так что договора комиссии при поставках продукции ВИЛСа на экспорт скрепляются двумя подписями равноправных партнеров – отца и сына. Посреднический процент от стоимости произведенной работниками ВИЛСа продукции остается в директорской семье, а служба маркетинга АО “ВИЛС” оказывается не у дел. К сожалению, несмотря на тесную родственную связь, “ВАО ВИЛС” на пользу ВИЛСа явно не перетрудилось, и, как сообщается в отчете Совета директоров, у института “нет стабильного портфеля заказов”.

Впрочем, заказы – дело наживное. Сегодня их нет, завтра – есть. Тем более, что металлургические заводы Минавиапрома, недавние партнеры ВИЛСа, связи с которыми сейчас он, к сожалению, утратил, уже уверенно встают на ноги, поставляя продукцию ведущим авиакорпорациям мира. Для ВИЛСа в этих условиях главное -– сохранить производственную базу и научный потенциал. Уж это-то вполне разрешимая задача -– как известно, в Москве даже некоторые безработные живут припеваючи, сдавая три – четыре десятка метров своей жилплощади. А у акционеров ВИЛСа в собственности целый выставочный павильон площадью более 16 000 кв. метров, да еще дворец культуры, да еще спортивный центр, да еще… в общем, в аренду сдается более 40 000 кв. метров прекрасной московской недвижимости, которая, между прочим, “всегда в цене”! Даже сам Совет директоров заявляет, что от арендаторов по самой минимальной рыночной ставке можно получать более 18 миллиардов рублей в год.

Но, поминая те миллиарды, объясните же в конце концов уставшим от безденежья рабочим и научным сотрудникам – совладельцам этой самой недвижимости, чем так приглянулась директору фирма “Родити”, что огромное здание выставочного павильона он сдал ей за бесценок – по минимальной ставке, ниже которой правительство Москвы просто не разрешает опускаться. Нет ответа. Более того, сданное в аренду здание в нарушение закона попало в качестве взноса в уставный капитал очередного совместного предприятия, хотя и не было снято с баланса АО “ВИЛС”. Вновь образованное предприятие решило закрепить за собой недвижимость в установленном порядке и запросило на это согласия у городской администрации. В итоге дело о выставочном комплексе обросло таким количеством нарушений, что судебным органам хватит разбирательства, видимо, не на один год, а сотрудники ВИЛСа, вполне вероятно, вообще лишатся этого куска собственности.

Из персонала ВИЛСа – квалифицированных металлургов, научных сотрудников – грамотных акционеров, конечно, не вышло. Однако хозяйственная квалификация многоопытного директора Б.И.Бондарева сомнению не подлежит. Что же заставило его подписать договор о сдаче в аренду спортивного центра (площадью 22 400 кв. метров) таким образом, что эта аренда только за прошлый год принесла АО “ВИЛС” почти на миллиард рублей убытков? Опять нет ответа. Это, видимо, такой новый вид благотворительности – в пользу сторонней организации за счет собственных сотрудников.

Даже десятки тысяч квадратных метров московской недвижимости обернулись для бывшего флагмана “оборонки” разорительной обузой. Совету директоров осталось уповать на одно: необходимо содействие государства. Оказывается, вовсе не руководство ВИЛСа распоряжалось предоставленной собственностью в ущерб своему предприятию, а некие созданные при попустительстве государства “монополисты работали только на себя, в ущерб развитию других отраслей…”. То есть когда-то процветанию мешал Минавиапром, потом множество мелких акционеров, теперь “монополисты”, снабжающие предприятие энергией и материалами в обмен на… долговые обязательства.

Долги и штрафные санкции за их несвоевременную выплату достигли астрономических сумм (только с января по май текущего года общая задолженность поставщикам, налоговым органам, Пенсионному фонду возросла более чем на 40 миллиардов рублей). Недвижимость растранжиривается. Принципиально новых научных разработок ВИЛС не ведет. Классные специалисты разбегаются, научным сотрудникам и опытным рабочим выгоднее торговать редиской и ширпотребом на ближайших железнодорожных платформах.

Нет смысла осуждать ни тех специалистов, что бросили институт в трудное для него время, ни тех сотрудников, которые по разным причинам в институте до сих пор числятся. Люди делятся не на “красных” и “белых”, а на умеющих жить и неумеющих жить.

А вот умеют ли жить те руководители, которые не так давно назывались в прессе “красными директорами”? Наверное, умеют. Вот только от их умения жить мало толку обществу, богатство которого должно складываться из благосостояния фабрик, заводов, рядовых рабочих, инженеров и служащих.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“ОСЕНЬ” “ЛИЦЕЯ” НАСТУПИЛА ДО СРОКА
САМЫЕ-САМЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ
ВАСИЛИЙ ЛАВРОВ: ДВАДЦАТЬ ПУНКТОВ ПАТЕТИЧЕСКОГО ОБЛУЧЕНИЯ
“ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ” ДОГОНЯЕТ ДИНОЗАВРОВ
Пятая гадовщина
ВСПОМИНАЕТ ЛЮДМИЛА ЗЫКИНА
А В КОМНАТАХ НАШИХ СИДЯТ ДЕМОКРАТЫ
ПЕРЕВОРОТ. РЕТРОСПЕКТИВА ПО ГОВОРУХИНУ
Янаев обещает кое-кому набить морду
ШЕФ КГБ В ДОМАШНЕМ ИНТЕРЬЕРЕ
ШЕНИН
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ
БАКЛАНОВ: МОЕ ОРУЖИЕ – ПРАВДА


««« »»»